• Home
  • Relevant Topics
  • Ты увидишь, он бескрайний: перспективы СМП в условиях санкций
  • 20 декабря 2022

    Ты увидишь, он бескрайний: перспективы СМП в условиях санкций

    Если ранее Севморпуть рассматривался в основном как маршрут для экспорта углеводородов с арктических проектов, то с разворотом логистики на Восток его транзитное и каботажное значение резко возрастает. Сможет ли Россия обеспечить стабильные и регулярные перевозки по арктической трассе?

    Объем перевозок грузов в акватории Северного морского пути (СМП) за 2022 год превысил 32 млн тонн. «Таким образом мы досрочно достигли целевого показателя федерального проекта «Развитие Северного морского пути», входящего в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. По нашим оценкам, грузопоток по СМП в этом году может достичь 34 млн тонн. Окончательные итоги подведем в январе 2023 года», — прокомментировал итоги года генеральный директор ФГБУ «ГлавСевморпуть» (входит в Госкорпорацию «Росатом») Сергей Зыбко.

    Основу грузопотока по-прежнему составили грузы от нефтегазовых проектов: нефть и нефтепродукты (7,224 млн тонн), СПГ и газоконденсат (20,489 млн тонн). Угля было перевезено 295 тыс. тонн, рудоконцентрата – 43,5 тыс. тонн. Объем генеральных грузов составил 4,248 млн тонн.

    Тем не менее СМП мог бы использоваться также и для разгрузки перегруженного дальневосточного направления, наряду с Северо-Западом и Югом. «С разворотом России на Восток у СМП появился шанс стать еще более востребованным, взяв на себя часть грузов с БАМа и Транссиба», — говорится в поздравлении заместителя председателя правительства РФ – полномочного представителя президента РФ в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) Юрия Трутнева в связи с 90-летием СМП.

    Отметим в этой связи, что в 2022 году контейнеровозом «Севморпуть» было совершено два круговых каботажных рейса, субсидируемых правительством России. С этого года на эти цели выделяется по 560 млн руб. в год. Тем не менее в первом рейсе контейнеровоз был загружен лишь на 10%, по мнению грузоотправителей, виной тому была слабая информационная составляющая в организации маршрута.

    Второй рейс оказался более продуктивным: загрузка судна в сторону Дальнего Востока составила 90% (90 контейнеров на экспорт, цемент, портальные краны, транспортные средства). В сторону Санкт-Петербурга загрузка составила 46% (44 контейнера с камчатской рыбой, 50 контейнеров с различными импортными грузами, металлоконструкции).

    В 2023 году данные рейсы предполагается продолжить, их график планируется опубликовать в январе-феврале следующего года.

    «В январе-феврале 2023 года мы создадим твердый график и сделаем его публичным. Соответственно, грузоотправители будут понимать и будут уверены, что груз будет доставлен в порт назначения, — сказал в ходе пленарного заседания XII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» заместитель председателя государственной комиссии по развитию Арктики — специальный представитель «Росатома» по вопросам развития Арктики Владимир Панов. - Мы выстраиваем логистику и общаемся с портами, чтобы время погрузки было минимальным и не было задержек... Сейчас мы готовим расписание, исходя из понимания узких мест, которые мы уже выявили, озадачены организацией логистических окон на следующий год. Надеюсь, у нас получится выполнить три рейса. Немаловажно для грузоотправителей, что стоимость поставки контейнера из Санкт-Петербурга во Владивосток практически один в один такая же, как и по железной дороге, то есть в настоящий момент это получается эффективно».

    Представитель «Росатома» также отметил, что объем заявок от грузоотправителей уже превышает возможности судна по перевозкам.

    В этой связи стоит вспомнить о проекте организации регулярной контейнерной линии по СМП. Данный проект был заявлен к реализации еще в разгар пандемии COVID-19 в июле 2021 года из-за резкого роста ставок фрахта на морские контейнерные перевозки на маршрутах Китай —Европа —Китай. Соответствующее соглашение тогда заключила госкорпорация «Росатом» и DP World. В апреле 2022 года Юрий Трутнев сообщил, что «Росатом» запустит регулярную транзитную линию по Севморпути с 2025 года, что позволит увеличить объём международного транзита к 2030 году до 30 млн тонн в год. По его словам, в части развития портовой инфраструктуры ведется строительство четырех терминалов в акватории Северного морского пути (СМП) с общим объемом инвестиций более 300 млрд руб. до 2030 года.

    Интерес к данному проекту недавно выразила и «РЖД Логистика». «Мы проводим переговоры с «Русатом Карго», чтобы «РЖД Логистика» тоже участвовала в этой работе и чтобы наши компетенции по подходам грузовой базы к портам учитывались, в этой работе мы тоже принимаем участие», - сказал в ходе XII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» директор по промышленной логистике и аутсорсингу «РЖД Логистика» Дмитрий Аношкин.

    По его словам, имеется потенциал для вывоза из портов Мурманск и Архангельск по Северному морскому пути таких грузов, как лес, черные металлы, удобрения, бумага. В импортном направлении могут ввозиться товары народного потребления, оборудование, комплектующие, продукция химической промышленности. «РЖД Логистика», со своей стороны, готова предоставлять услуги по консолидации судовых партий в Мурманске, Архангельске и экспедированию морской перевозки.

    Дело осталось за малым: построить необходимый флот. Еще летом 2021 года ЦНИИМФ завершил комплексный технико-экономический анализ по проекту организации трансарктической контейнерной линии. По итогам анализа был рекомендован приоритетный вариант арктического контейнеровоза вместимостью около 6000 TEUs ледового класса Arc8 с винто-рулевыми колонками. В качестве основного топлива на нем предусмотрен сжиженный природный газ (СПГ).

    Тем не менее с середины 2021 года утекло уже достаточно воды, а рыночная ситуация несколько изменилась: ставки фрахта вновь пошли вниз, добавились западные санкции, возникла проблема заторов в дальневосточных портах. Не исключено, что все это может заставить скорректировать первоначальные планы.

    Продолжая тему флота, следует отметить необходимость наращивания и ледокольной группировки. Так, в ходе пленарного заседания XII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» заместитель генерального директора госкорпорации «Росатом» — директор Дирекции Северного морского пути Вячеслав Рукша сообщил, что группировка ледоколов на СМП должна достигнуть 17 судов к 2030 году и 22 судов к 2035 году.

    «17 ледоколов необходимо для регулярных перевозок в режиме круглогодичной навигации по восточному маршруту СМП. Это оценка минимальная, она прошла экспертное обсуждение. В 2035 году потребуется 22 ледокола», — заявил Вячеслав Рукша. По его словам, 17 ледоколов к 2030 году могут обслуживать грузопоток в размере не менее 150 млн тонн в год, а 22 ледокола в 2035 году — не менее 220 млн тонн в год.

    В любом случае, при оценке перспектив транзитных перевозок по СМП на 2023 год, следует  исходить из того, что всплеска интереса иностранных перевозчиков к арктической трассе вряд ли стоит ожидать, ввиду известных геополитических обстоятельств, если только они кардинально не поменяются.

    В сентябре этого года заместитель директора дирекции Северного морского пути госкорпорации «Росатом» Максим Кулинко прокомментировал: «Дирекция Севморпути совместно с ФГБУ «ГлавСевморпуть» внимательно анализирует заявления на проход по СМП. До настоящего времени заявок от компаний, обеспечивших объем транзита прошлого года, не поступало. При этом, когда мы с ними общаемся, ...они говорят: «мы очень хотели, но велики финансовые риски от наложенных санкций, а также в связи с отсутствием необходимого флота». Поэтому посмотрим, что будет дальше. Компании внимательно смотрят в будущие годы, по мере разрешения ситуации с Украиной и по мере того, как мы рассчитываем на снятие этих санкций».

    Со своей стороны, директор Института арктической логистики при университете Ёнсан (Южная Корея) Сунгвон Хонг, ссылаясь на проведенные опросы, сообщил в сентябре этого года, что азиатский бизнес теряет интерес к СМП. Тем не менее перспектива есть: по мнению ученого, к развитию СМП необходимо подключить Японию, Южную Корею и Китай. «Нужно подключать Японию и Южную Корею к развитию инфраструктуры, налаживать сотрудничество с портами, если говорить о Южной Корее, то это в первую очередь порт Пусан, также можно привлечь китайские порты на северо-востоке», — пояснил Сунгвон Хонг.

    Таким образом, при сохранении текущей геополитической ситуации в 2023 году мы можем ожидать рост объема каботажных и транзитных перевозок по Севморпути за счет добавления третьего рейса для контейнеровоза «Севморпуть» и роста его общей загрузки ввиду необходимости разгрузки дальневосточной инфраструктуры. В более отдаленной перспективе необходимо создавать собственный транспортный флот для организации регулярной арктической линии, параллельно развивая портовую инфраструктуру и наращивая ледокольную группировку.

Author

Vitaliy Chernov

news@portnews.ru

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен