• 26 декабря 2022

    Фантомы российской инфраструктуры-2022


    Уходящий год стал переломным для всей российской транспортно-логистической отрасли: коренной разворот на Восток расставил новые приоритеты в развитии портовой инфраструктуры.

    Узел транспортных проблем

    В уходящем году продолжилась эпопея с реализацией проекта по комплексному развитию Мурманского транспортного узла (МТУ). По данным на осень 2022 года, строительная готовность МТУ составляла около 50%.

    Как рассказал «ПортНьюс» в сентябре 2022 года глава ГТЛК Евгений Дитрих, угольный терминал «Лавна» планируется запустить во второй половине 2023 года. «В современных реалиях особое значение приобретают ключевые преимущества порта «Лавна» – это, в первую очередь, наличие прямого выхода к нейтральным водам. Кроме того, порт является глубоководным и незамерзающим, что позволяет круглогодично принимать суда с максимальной осадкой и грузоподъёмностью 150 тыс. тонн. Сейчас мы прорабатываем расширение номенклатуры грузов, перерабатываемых в порту «Лавна», в рамках дальнейшего развития проекта», - заявил он.

    Кроме того, разрабатывается программа льготного лизинга судов с привлечением средств Фонда национального благосостояния, которая позволит в ближайшие 10 лет поставить порядка 346 судов разных типов. По программе предполагается строительство 151 грузового судна, в том числе не менее 46 крупнотоннажных судов. Они смогут использоваться на маршруте Северного морского пути и заходить в «Лавну».

    В декабре 2022 года губернатор Мурманской области Андрей Чибис сообщил, что правительство России выделяет 37,7 млрд руб. на данный проект.

    «На энергоснабжение западного берега Кольского залива мы получаем 4,2 млрд руб. от Минвостокразвития. Создание энергетической инфраструктуры поможет развиваться нашим текущим и новым инвесторам, которые вкладывают деньги в экономику Мурманской области и создают рабочие места», — добавил Андрей Чибис.

    Согласно утвержденной «дорожной карте» сроки завершения строительно-монтажных работ: по строительству угольного терминала «Лавна» — 2023 год; по строительству железной дороги на участке «Лавна» - Выходной — 2024 год; по строительству железной дороги на участке Волховстрой – Мурманск — 2024 год.

    Таким образом, уже следующий 2023 год должен показать, будут ли выдержаны сроки по вводу угольного терминала и будет ли этот проект оставаться в разряде долгостроя.

    Пионерский: не всегда готов

     

    Порт Пионерский (Калининградская область), который, на наш взгляд, во многом утратил свою актуальность, тем не менее продолжает строиться. Так, в августе 2022 года по результатам конкурса подряд на строительство здания пассажирского терминала, ливневой канализации, радиорелейной мачты и обеспечение транспортной безопасности был отдан ООО «Геоизол». Цена исполнения договора — 2 млрд 228 млн 834 тыс. 963 руб. Генподрядчиком достройки портовой инфраструктуры международного терминала в Пионерском выступает ФГБУ «Морская спасательная служба».

    По замыслу, реализация проекта позволит обеспечить с использованием морского пассажирского терминала круизное судоходство в объеме не менее 225 тыс. пассажиров в год и числом судозаходов 110 круизных судов в год, а также паромное судоходство в объеме 80 тыс. пассажиров и 80 тыс. ед. накатных грузов в год при 312 судозаходах паромов в год. Откуда в нынешних обстоятельствах возьмутся эти заходы - не очень понятно. Разве что в расчете на светлое будущее.

    С миру по зернышку

    Попытки создать в Балтийском бассейне зерновые мощности также пока не имели реального воплощения, несмотря на то, что через порты сопредельных стран Балтии до сих пор перегружалось порядка 1 млн тонн зерна в год.

    Первый заход со стороны компании «Содружество» состоялся еще в 2020 году, когда правительство России предоставило участок в аренду на 10 лет в бухте Батарейная (Ломоносовский район Ленобласти) под строительство «Балтийского зернового терминала». Однако уже в июне 2020 года правительство Ленинградской области отозвало свое согласование о размещении зернового терминала. Причиной отзыва стали протесты со стороны экологов.

    Второй заход произошел в этом году. В июне «Содружество» подписало соглашение с правительством Ленобласти о строительстве терминала на этот раз в порту Усть-Луга. Планируемая мощность перевалки составит до 10 млн тонн в год с полным отсутствием грузооборота опасных грузов.

    Объем инвестиций в проект составит более 37 млрд руб.

    Помимо проекта «Содружества» планы переориентации на перевалку зерна имеет угольный терминал «Порт Высоцкий». В августе 2022 года между портом и правительством Ленинградской области было подписано соответствующее соглашение. Проект предусматривает строительство нового зернового терминала в порту Высоцк грузооборотом 4 млн тонн в год.

    Еще один зерновой проект в этом же порту — СПК «Высоцк», судя по всему, окончательно канул в лету: с момента его приостановки в 2020 году каких-либо данных о его возобновлении не поступало.

    Северные сказки

    Еще один «многострадальный» проект — это порт Индига. Проект прошел по рукам целого ряда инвесторов, через него предполагалось перегружать то СПГ, то нефть, уголь, удобрения и бумагу. На этот раз дело дошло до планов по вывозу через гипотетический порт титановых руд. О планах вывоза титановых руд из Индиги объявил консорциум группы АЕОН и ГК «Руститан». Руды планируется вывозить с Пижемского месторождения титановых руд. Заявляется, что порт будет способен принимать суда дедвейтом до 300 тыс. тонн, суммарный объем перевалки грузов составит 80 млн тонн, грузопоток по железной дороге оценивается в 67 млн тонн.

    При этом, как сообщил в ходе X Международного форума «Арктические проекты — сегодня и завтра», состоявшегося в октябре 2022 года, губернатор Ненецкого автономного округа (НАО) Юрий Бездудный, компания «Руститан» добывает порядка 5 млн тонн титановых руд в год.

    Между тем объем инвестиций в создание железнодорожной ветки СосногорскИндига оценивается в 350-400 млрд руб. «Дело за малым  найти инвесторов, которые профинансируют этот громадный проект», — иронично подытожил губернатор.

    Еще один северный проект  «Обский ГХК», в этом году был приостановлен. Причина понятна — западные санкции, ведь продукция с ГХК должна была поставляться главным образом в Евросоюз.

    В разряде «фантомных» также крепко закрепились угольные арктические проекты «Северная звезда» и «Чайка»: в уходящем году сведений о прогрессе в их реализации не имелось.

    Сахалинский туман

    В начале года ООО «Транспортные проекты и инвестиции» в консорциуме с нидерландским инжиниринговым холдингом Виттевеен+Бос (Witteveen+Bos) было заявлено о начале проектирования нового портового комплекса на Сахалине в районе Поронайска. Объем инвестиций в проект оценивался в 34,9 млрд руб., его мощность - 14 млн тонн в год. Планируемый срок начала строительства морского грузового порта обозначался серединой 2023 года. Поэтапный ввод терминалов в эксплуатацию намечался на период 2025–2027 годов. Реализация проекта должна была вестись по концессионной схеме.

    Тем не менее он не вошел в проект адресной инвестиционной программы на 2023 год и плановый период 2024‒25 годов.

    Взгляды - на Восток

    Следующий год, если не случится чего-нибудь экстраординарного, скорее всего, продолжит и закрепит тенденцию разворота логистики на Восток. Это означает, что поддержкой государства будут пользоваться преимущественно проекты, которые позволят разгрузить перегруженное восточное направление и будут ориентированы на торговлю с Азией.

Author

Vitaliy Chernov

news@portnews.ru

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен