• 28 декабря 2022

    Восточная мудрость — в прогнозах

    Восточная мудрость — в прогнозах 
    В правительстве РФ продолжается обсуждение организации перевозок по железной дороге в Восточном направлении. Минэкономразвития прогнозирует к 2030 году прирост грузопотока на восточном направлении железной дороги в объеме около 60 млн тонн в год. Участники рынка считают этот прогноз сильно заниженным. Неверное планирование опорного для экономики страны министерства ведет к снижению масштабов будущих инфраструктурных проектов, полагают аналитики. 
    По данным «ПортНьюс», в начале декабря 2022 года на совещании под председательством вице-премьера Андрея Белоусова Министерство экономического развития представило свой прогноз экспортно-импортных потоков по Восточному полигону до 2030 года. 
    Минэкономразвития считает, что в течение ближайших восьми лет грузы с так называемой высокой добавленной стоимостью (все грузы за исключением угля) увеличат грузопоток на данном участке РЖД на 30,8 млн тонн в год. Экспорт угля на Восточном полигоне сейчас ограничен провозными возможностями пути. Уголь к 2030 году, при условии реализации мероприятий II этапа Восточного полигона (проекты модернизации БАМа и Транссиба), увеличится более чем на 28 млн тонн в год. Этот уголь будет направлен к российским портам Дальнего Востока. Дополнительно 25 млн тонн в год к отчетной дате может обеспечить увеличенная добыча угля на Кузбассе и Эльгинское угольное месторождение, однако этот объем пока не подтвержден. Это следует из материалов Минэкономразвития (есть в распоряжении «ПортНьюс») к совещанию, состоявшемуся 8 декабря у вице-премьера Андрея Белоусова. В ведомстве дополнительные комментарии не предоставили.
    Таким образом, Минэкономразвития видит прирост перевозок всех видов экспортно-импортных грузов  по Восточному полигону к 2030 году в объеме от 59 млн тонн в год до 84 млн тонн в год. 
    Провозная способность БАМа и Транссиба с 2021 года составляет 144 млн тонн, сообщили ИАА «ПортНьюс» в пресс-службе РЖД. Однако фактический объём перевозок в 2022 году ожидается выше - порядка 150 млн тонн. «Разница объясняется применением ряда технологических мер, в том числе тяжеловесного движения, а также завершением в течение года строительства ряда первоочередных объектов второго этапа развития восточного полигона», - отметили в РЖД.
    С 1 января 2023 года провозная способность Восточного полигона составит 158 млн тонн. При этом РЖД также планирует вывезти в 2023 году больше — около 160 млн тонн — за счёт сдачи объектов в течение года и технологических мероприятий. С учетом прогноза Минвостокразвития, через 8 лет грузопоток достигнет 219 млн тонн в год. Этот прогноз  экспертами оценивается ниже сегодняшнего запроса рынка.
    Железная дорога не справляется с объемом грузов, которые перевозятся на Дальний Восток и обратно, исходя из запросов компаний, ведущих внешнеэкономическую деятельность, особенно с учетом разворота логистики. Об этом еще летом говорил вице-премьер, полпред президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев. 
    «Вся продукция, которая выпускается в России экспортноориентированными предприятиями, повернулась на Дальний Восток в те страны, с которыми мы продолжаем экономическое сотрудничество. При этом объем неперевезенных по БАМу и Транссибу грузов в 2021 году составил 70 млн тонн. Неперевезенных, то есть это то, что мы не смогли перевезти. В 2022 году при потребности в 258 млн тонн прогнозируемый объем неперевезенных грузов может составить 100 млн тонн», - заявил Юрий Трутнев, выступая в начале июля 2022 года в Хабаровске на совместном совещании секретаря Совета безопасности РФ и полпреда президента РФ в ДФО (цитата по агентству «Интерфакс»). 
    Модернизация Восточного полигона ведется. По поручению президента страны Владимира Путина, пропускная способность Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей к 2024 году должна увеличиться в 1,5 раза - до 180 млн тонн в год. Но этой дополнительной пропускной способности может не хватить, поскольку спрос на дальневосточное направление перевозок только растет. Например, с введением эмбарго на российскую нефть с 2023 года часть этого груза может быть перенаправлена в Китай железнодорожными цистернами, что создаст дополнительный спрос на инфраструктуру Восточного полигона, говорят собеседники «ПортНьюс».  
    Дефицит провозной способности Восточного полигона оценивался осенью 2022 года участниками рынка в 140 млн тонн в год. Такие данные в ходе Восточного экономического форума были приведены председателем совета директоров АО «Бамтоннельстрой-Мост» Русланом Байсаровым. Он считает, что потребность в провозной способности составляет 284 млн тонн в год.
    Юрий Трутнев считает, что разворот транспортных потоков на Дальний Восток резко увеличил требования к срокам модернизации Восточного полигона. «Нужно разобраться, чего нам не хватает, - заявил вице-премьер. - Если денег — нужно выделить и привлечь недостающую рабочую силу, технику. Эта задачу, которую надо решать вне какой бы то ни было очередности.
    Развитие транспортной инфраструктуры

    В правительстве РФ продолжается обсуждение организации перевозок по железной дороге в восточном направлении. Минэкономразвития прогнозирует к 2030 году прирост грузопотока на восточном направлении железной дороги в объеме около 60 млн тонн в год. Участники рынка считают этот прогноз сильно заниженным. Неверное планирование опорного для экономики страны министерства ведет к снижению масштабов будущих инфраструктурных проектов, полагают аналитики. 

    По данным «ПортНьюс», в начале декабря 2022 года на совещании под председательством вице-премьера Андрея Белоусова Министерство экономического развития представило свой прогноз экспортно-импортных потоков по Восточному полигону до 2030 года. 

    Минэкономразвития считает, что в течение ближайших восьми лет грузы с так называемой высокой добавленной стоимостью (все грузы за исключением угля) увеличат грузопоток на данном участке РЖД на 30,8 млн тонн в год. Экспорт угля на Восточном полигоне сейчас ограничен провозными возможностями пути. Уголь к 2030 году, при условии реализации мероприятий II этапа Восточного полигона (проекты модернизации БАМа и Транссиба), увеличится более чем на 28 млн тонн в год. Этот уголь будет направлен к российским портам Дальнего Востока. Дополнительно 25 млн тонн в год к отчетной дате может обеспечить увеличенная добыча угля на Кузбассе и Эльгинское угольное месторождение, однако этот объем пока не подтвержден. Это следует из материалов Минэкономразвития (есть в распоряжении «ПортНьюс») к совещанию, состоявшемуся 8 декабря у вице-премьера Андрея Белоусова. В ведомстве дополнительные комментарии не предоставили.

    Таким образом, Минэкономразвития видит прирост перевозок всех видов экспортно-импортных грузов  по Восточному полигону к 2030 году в объеме от 59 млн тонн в год до 84 млн тонн в год. 

    Провозная способность БАМа и Транссиба с 2021 года составляет 144 млн тонн, сообщили ИАА «ПортНьюс» в пресс-службе РЖД. Однако фактический объём перевозок в 2022 году ожидается выше  порядка 150 млн тонн. «Разница объясняется применением ряда технологических мер, в том числе тяжеловесного движения, а также завершением в течение года строительства ряда первоочередных объектов второго этапа развития восточного полигона»,  отметили в РЖД. С 1 января 2023 года провозная способность Восточного полигона составит 158 млн тонн. При этом РЖД также планирует вывезти в 2023 году больше — около 160 млн тонн — за счёт сдачи объектов в течение года и технологических мероприятий. С учетом прогноза Минвостокразвития, через 8 лет грузопоток достигнет 219 млн тонн в год. Этот прогноз  экспертами оценивается ниже сегодняшнего запроса рынка.

    Железная дорога не справляется с объемом грузов, которые перевозятся на Дальний Восток и обратно, исходя из запросов компаний, ведущих внешнеэкономическую деятельность, особенно с учетом разворота логистики. Об этом еще летом говорил вице-премьер, полпред президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев. 

    «Вся продукция, которая выпускается в России экспортноориентированными предприятиями, повернулась на Дальний Восток в те страны, с которыми мы продолжаем экономическое сотрудничество. При этом объем неперевезенных по БАМу и Транссибу грузов в 2021 году составил 70 млн тонн. Неперевезенных, то есть это то, что мы не смогли перевезти. В 2022 году при потребности в 258 млн тонн прогнозируемый объем неперевезенных грузов может составить 100 млн тонн»,  заявил Юрий Трутнев, выступая в начале июля 2022 года в Хабаровске на совместном совещании секретаря Совета безопасности РФ и полпреда президента РФ в ДФО. 

    Модернизация Восточного полигона ведется. По поручению президента страны Владимира Путина, пропускная способность Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей к 2024 году должна увеличиться в 1,5 раза  до 180 млн тонн в год. Но этой дополнительной пропускной способности может не хватить, поскольку спрос на дальневосточное направление перевозок только растет. Например, с введением эмбарго на российскую нефть с 2023 года часть этого груза может быть перенаправлена в Китай железнодорожными цистернами, что создаст дополнительный спрос на инфраструктуру Восточного полигона, говорят собеседники «ПортНьюс».  

    Дефицит провозной способности Восточного полигона оценивался осенью 2022 года участниками рынка в 140 млн тонн в год. Такие данные в ходе Восточного экономического форума были приведены председателем совета директоров АО «Бамтоннельстрой-Мост» Русланом Байсаровым. Он считает, что потребность в провозной способности составляет 284 млн тонн в год.

    Юрий Трутнев считает, что разворот транспортных потоков на Дальний Восток резко увеличил требования к срокам модернизации Восточного полигона. «Нужно разобраться, чего нам не хватает,  заявил вице-премьер.  Если денег — нужно выделить и привлечь недостающую рабочую силу, технику. Это задача, которую надо решать вне какой бы то ни было очередности».

    Развитие транспортной инфраструктуры, особенно масштабные стратегические проекты, основываются на прогнозных показателях. Однако, как отмечают опрошенные ИАА «ПортНьюс» участники рынка, Минэкономразвития не до конца учитывает в своих прогнозах не только существующий уже сегодня дефицит пропускной способности железнодорожного пути, но и недооценивает спрос на уголь в мировом масштабе. 

    Развитие транспортной инфраструктуры, особенно масштабные стратегические проекты, основывается на прогнозных показателях. Однако, как отмечают опрошенные ИАА «ПортНьюс» участники рынка, Минэкономразвития не до конца учитывает в своих прогнозах не только существующий уже сегодня дефицит пропускной способности железнодорожного пути, но и недооценивает спрос на уголь в мировом масштабе. 

    Мировой спрос на уголь
    В текущем году спрос на международном рынке угля для выработки электроэнергии превышал предложение, что связано с более низкой ценой угля по отношению к природному газу, сообщало Международное энергетическое агентство (МЭА) в декабре 2022 года. На это повлиял не только глобальный энергетический кризис, но и скачки цен на природный газ, а также неблагоприятные погодные условия в Австралии, которая является одним из ключевых мировых поставщиков угля.
    Мировое потребление угля, приближающееся к рекордному объему в 2022 году, может увеличится в 2023 году на фоне кризиса энергорынков. Основываясь на текущих рыночных тенденциях, в отчете МЭА прогнозируется, что потребление угля останется на высоком уровне до 2025 года, поскольку снижение потребления этого ископаемого энергоресурса на развитых рынках будет компенсироваться сохраняющимся устойчивым спросом в странах Азии.
    Основными потребителями российского угля, помимо Евросоюза, являются Китай, Индия и Турция.
    В мировой угольной торговле происходит структурный экономический сдвиг от Атлантического к Тихоокеанскому экономическому региону, на который в настоящее время приходится 80% международной угольной торговли, заявляла в рамках Восточного экономического форума директор по портовым и железнодорожным проектам ОАО «УГМК» Ирина Ольховская. В структуре экспорта российского угля за 7 месяцев 2022 года доля АТР составила 61% или 78 млн тонн. Таким образом, основной поток российского угля стремится от мест его добычи по железной дороге к дальневосточным портам, где профицит мощностей угольных терминалов достиг 50 млн тонн в год. Инвесторы своими деньгами подтверждают намерение увеличивать  отгрузку угля из российских дальневосточных портов, подчеркивают собеседники «ПортНьюс». Однако, уголь туда  доставить по железной дороге становится все сложнее. Как, впрочем, и другие виды грузов. 
    Контейнерные VS угольные поезда
    Минэкономразвития оценило эффекты от перевозки разных номенклатур груза по БАМу и Транссибу. Так, в ведомстве приводят данные, что бюджетный эффект от экспорта одного поезда контейнерных грузов в среднем 2,8 раза выше чем от экспорта одного поезда энергетического угля (доход госбюджета от первого — 5,6 млн руб. в год, от второго — 2 млн руб.). При этом, ОАО «РЖД» несет финансовые убытки за перевозки Кемеровского энергоугля в порты Ванино и Советская гавань в расчете рубль за тонну, приводятся данные в документе.
    Дискуссия о правилах доступа к ограниченной инфраструктуре Восточного полигона между контейнерными операторами и угольными компаниями обострилась на фоне разворота логистики на Восток после февраля 2022 года (https://portnews.ru/comments/3268/). С уходом международных линейных операторов из портов Северо-Запада и введением санкций в отношении России, основными воротами импорта как товаров народного потребления, так и промышленного, стали дальневосточные терминалы.
    Угледобывающие компании и Кузбасс, в свою очередь, напоминают о том, что договорились об инвестировании доходов, полученных от транспортировки груза на восток, в неугольные отрасли экономики согласно приказу Минэкономразвития от 4 октября 2021 года. Суммарные вложения оцениваются в 72 млрд руб., планируется создать более 1,8 тыс. рабочих мест. Соглашение с администрацией правительства Кемеровской области включало согласованный дополнительный объем экспортных перевозок сырьевых энергетических грузов в восточном направлении в 2022–2024 годах в размере 30 млн тонн. Документ подписали АО «Стройсервис», ООО «Распадская угольная компания», АО ХК «СДС-Уголь», АО «УК «Кузбассразрезуголь», АО «СУЭК-Кузбасс», АО «Угольная компания Сибирская», АО «Угольная компания «Сила Сибири», АО «Междуречье» (управляющая организация — ООО «Холдинг Сибуглемет»). 
    26 декабря губернатор Кузбасса Сергей Цивилев и руководство РЖД договорились об объемах вывоза угля в восточном направлении на 2023 год в объеме 53,1 млн тонн угля. Индикативный вывоз кузбасского угля на экспорт через Восточный полигон РЖД, предусмотренный допсоглашением, составляет 55,1 млн тонн угля, сообщила пресс-служба администрации правительства Кемеровской области.
    В условиях стремительно меняющегося мира российские предприятия в сфере  внешнеэкономической деятельности ожидают от правительства более дальновидных решений. От Минэкономразвития ждут более корректных рыночных прогнозов. Иначе инфраструктурные проекты оказываются дефицитными по своей пропускной способности еще на этапе планирования. Таким образом, конфликт между грузовладельцами разной номенклатуры груза и РЖД сохраняется надолго. 
     
    Софья Винарова

    Мировой спрос на уголь

    В текущем году спрос на международном рынке угля для выработки электроэнергии превышал предложение, что связано с более низкой ценой угля по отношению к природному газу, сообщало Международное энергетическое агентство (МЭА) в декабре 2022 года. На это повлиял не только глобальный энергетический кризис, но и скачки цен на природный газ, а также неблагоприятные погодные условия в Австралии, которая является одним из ключевых мировых поставщиков угля.

    Мировое потребление угля, приближающееся к рекордному объему в 2022 году, может увеличиться в 2023 году на фоне кризиса энергорынков. Основываясь на текущих рыночных тенденциях, в отчете МЭА прогнозируется, что потребление угля останется на высоком уровне до 2025 года, поскольку снижение потребления этого ископаемого энергоресурса на развитых рынках будет компенсироваться сохраняющимся устойчивым спросом в странах Азии.

    Основными потребителями российского угля, помимо Евросоюза, являются Китай, Индия и Турция.

    В мировой угольной торговле происходит структурный экономический сдвиг от Атлантического к Тихоокеанскому экономическому региону, на который в настоящее время приходится 80% международной угольной торговли, заявляла в рамках Восточного экономического форума директор по портовым и железнодорожным проектам ОАО «УГМК» Ирина Ольховская. В структуре экспорта российского угля за 7 месяцев 2022 года доля АТР составила 61%, или 78 млн тонн. Таким образом, основной поток российского угля стремится от мест его добычи по железной дороге к дальневосточным портам, где профицит мощностей угольных терминалов достиг 50 млн тонн в год. Инвесторы своими деньгами подтверждают намерение увеличивать  отгрузку угля из российских дальневосточных портов, подчеркивают собеседники «ПортНьюс». Однако уголь туда  доставить по железной дороге становится все сложнее. Как, впрочем, и другие виды грузов. 

    Контейнерные VS угольные поезда

    Минэкономразвития оценило эффекты от перевозки разных номенклатур груза по БАМу и Транссибу. Так, в ведомстве приводят данные, что бюджетный эффект от экспорта одного поезда контейнерных грузов в среднем в 2,8 раза выше, чем от экспорта одного поезда энергетического угля (доход госбюджета от первого — 5,6 млн руб. в год, от второго — 2 млн руб.). При этом ОАО «РЖД» несет финансовые убытки за перевозки Кемеровского энергоугля в порты Ванино и Советская гавань в расчете рубль за тонну, приводятся данные в документе. 

    Дискуссия о правилах доступа к ограниченной инфраструктуре Восточного полигона между контейнерными операторами и угольными компаниями обострилась на фоне разворота логистики на Восток после февраля 2022 года. С уходом международных линейных операторов из портов Северо-Запада и введением санкций в отношении России, основными воротами импорта как товаров народного потребления, так и промышленного, стали дальневосточные терминалы.

    Угледобывающие компании и Кузбасс, в свою очередь, напоминают о том, что договорились об инвестировании доходов, полученных от транспортировки груза на восток, в неугольные отрасли экономики согласно приказу Минэкономразвития от 4 октября 2021 года. Суммарные вложения оцениваются в 72 млрд руб., планируется создать более 1,8 тыс. рабочих мест. Соглашение с администрацией правительства Кемеровской области включало согласованный дополнительный объем экспортных перевозок сырьевых энергетических грузов в восточном направлении в 2022–2024 годах в размере 30 млн тонн. Документ подписали АО «Стройсервис», ООО «Распадская угольная компания», АО ХК «СДС-Уголь», АО «УК «Кузбассразрезуголь», АО «СУЭК-Кузбасс», АО «Угольная компания Сибирская», АО «Угольная компания «Сила Сибири», АО «Междуречье» (управляющая организация — ООО «Холдинг Сибуглемет»). 

    26 декабря губернатор Кузбасса Сергей Цивилев и руководство РЖД договорились об объемах вывоза угля в восточном направлении на 2023 год в объеме 53,1 млн тонн угля. Индикативный вывоз кузбасского угля на экспорт через Восточный полигон РЖД, предусмотренный допсоглашением, составляет 55,1 млн тонн угля, сообщила пресс-служба администрации правительства Кемеровской области.

    В условиях стремительно меняющегося мира российские предприятия в сфере  внешнеэкономической деятельности ожидают от правительства более дальновидных решений. От Минэкономразвития ждут более корректных рыночных прогнозов. Иначе инфраструктурные проекты оказываются дефицитными по своей пропускной способности еще на этапе планирования. Таким образом, конфликт между грузовладельцами разной номенклатуры груза и РЖД сохраняется надолго.  

    Софья Винарова

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен