• 17 января 2023

    Торговля углем: мировая статистика

    За прошедший 2022 год мировые морские перевозки угля увеличились на 6% и достигли 1,2 млрд тонн. Однако этот показатель все еще ниже уровня 2019 года. Перевалка угля и кокса в морских портах России по итогам 2022 года выросла на 2% - до 206,5 млн тонн. Но это не только российское сырье, но и ближайших соседей. Вместе с этим экспорт российского угля, по словам вице-премьера России Александра Новака, сократился на 7%. По прогнозам Международного энергетического агентства (МЭА), снижение экспорта энергетического угля из России может сохраниться на протяжении трех лет. 

    За 12 месяцев 2022 года мировые морские перевозки угля увеличились на 5,9% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года и превысили 1204,9 млн тонн (без учета каботажных перевозок) против 1138,3 млн тонн за январь-декабрь 2021 года.  Хотя этот показатель все еще ниже показателя за январь-декабрь 2019 года - 1275,6 млн тонн. Об этом сообщается в последнем обзоре рынка Banchero Costa. 

    Рост международной торговли углем в прошедшем году начался со второго квартала. В I квартале 2022 года мировые отгрузки снизились на 4,8% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года - до 257,4 млн тонн, что также было на 20,3% меньше, чем в I квартале 2019 года. Во II квартале 2022 года отгрузки угля выросли на 8,5%, составив 313,8 млн тонн (-4,1% по сравнению со II кварталом 2019 года). В III квартале 2022 года отгрузки увеличились до 317,2 млн тонн (+6,3% к аналогичному периоду 2021 года и -0,7% по сравнению с III кварталом 2019 года). В IV квартале 2022 года отгрузки составили 316,5 млн тонн, что на 12,9% больше, чем в IV квартале 2021 года и отставание всего на -0,6% по сравнению с IV кварталом 2019 года.

    Если анализировать угольные потоки по основным угольным регионам производства и потребления угля, то следует отметить разнонаправленную динамику. Экспорт из Индонезии за отчетный период вырос на 21% год к году, а, например, из Австралии - снизился на 5%. Морской импорт угля в Евросоз вырос на 34%, в то время как импорт в Индию увеличился на 14%, а импорт в Китай сократился на 3%.

    Лидер экспорта 

    Индонезия является крупнейшим в мире экспортером угля. Доля страны на мировом рынке угля, транспортируемого морем, составила 32,3% в 2022 году. Объемы экспорта из Индонезии сократились в течение 2020-2021 годов из-за пандемии Covid-19 и политики правительства, которое направило уголь внутреннему потребителю. В 2022 году экспорт угля из Индонезии вырос до рекордных значений. 

    Общий морской экспорт угля из Индонезии за 12 месяцев 2022 года достиг 388,9 млн тонн, по данным Refinitiv. Это на 21,2% больше, чем в 2021 году (321 млн тонн), и на 25,4% больше по сравнению с минимумом 2020 года (310,3 млн тонн), а также на 0,7% больше предыдущего рекорда в 2019 году (386,2 млн тонн).

    Среди основных экспортных терминалов Индонезии: Табонео/ Банджармасин (перевалка 78,1 млн тонн в январе-декабре 2022 года), Самаринда (74,2 млн тонн), Танджунг Бара (32,1 млн тонн), Муара Банью Асин (30,7 млн тонн), Баликпапан (27,5 млн тонн), Бунати (25,6 млн тонн), залив Аданг (21,8 млн тонн), Муара Пантай (21,4 млн тонн), Пулау Лаут (15,3 млн тонн), о. Таракан (9,7 млн тонн), Муара Сатуи (8,5 млн тонн), Бонтанг (8,1 млн тонн), Тарахан (8 млн тонн), Танджунг Пемансинган (7,8 млн тонн) и Муара Сабак (5,9 млн тонн).

    Китай остается топ-импортером индонезийского угля, его доля в отгрузках превышает треть (36,9%).  В январе-декабре 2022 года динамика поставок угля из Индонезии в Китай не изменилась, сохранившись на уровне 143,5 млн тонн. Однако по данным Coal Center Analytics (САА), индекс индонезийского угля 5900 GAR на прошедшей неделе снизился до 144 долл./т. (-7.00 долл./т. к 04.01.2023 г.) в связи с уменьшением спроса и ослаблением китайскими властями ограничений на закупки австралийского угля. При этом индонезийские поставщики отмечают увеличение интереса со стороны Бангладеш и Индии, но цена спроса находится ниже текущих уровней и активность отмечается в основном в сегменте низкокалорийного материала.

    Российские терминалы – итоги 2022 

    Перевалка угля и кокса через морские терминалы России по итогам 2022 года увеличилась на 2% – до 206,5 млн тонн, следует из данных, имеющихся в распоряжении ИАА «ПортНьюс». Это не только уголь, добытый в Российской Федерации, но и уголь соседей, например, Казахстана.

    В целом дальневосточные и южные российские стивидоры занимают верхние строчки по объему месячной отгрузки угля, опережая балтийские терминалы, что может быть следствием введенного с 10 августа 2022 года эмбарго на поставки угля в Европу. Вместе с этим уже в октябре рост отгрузок угля и кокса из портов российской Балтики возобновился. В обзоре Института естественных монополий (ИПЕМ) отмечалось, что в ноябре 2022 года перевалка угля в портах выросла на 18% к соответствующему периоду 2021 года, что позволило выйти в плюс к показателю за 11 месяцев 2022 года (+0,8%). 

    В январе вице-премьер России Александр Новак сообщил, что по итогам 2022 года добыча угля в России выросла на 0,3%, почти достигнув уровня 2021 года. Прирост поставок на внутренний рынок составил более 8%, экспорт сократился на 7%.

    «На следующий год основное направление, конечно, это дальневосточное направление. Здесь мы работаем с теми возможностями, которые есть по расширению Байкало-Амурской магистрали, вообще восточного маршрута, поэтому будем с нашими коллегами продолжать реализовывать задачи, поставленные перед угольной отраслью», – заявил он, комментируя развитие угольной промышленности. 

    МЭА: Прогнозы мирового потребления угля

    Мировое потребление угля, рекордно увеличившись в 2022 году, может продолжить свой рост  в 2023 году на фоне кризиса энергорынков. Основываясь на текущих рыночных тенденциях, в отчете МЭА прогнозируется, что потребление угля останется на высоком уровне до 2025 года, поскольку снижение потребления этого ископаемого энергоресурса на развитых рынках будет компенсироваться сохраняющимся устойчивым спросом в странах Азии.

    Однако по данным агентства, экспорт российского угля при этом будет снижаться в среднем на 4,3% в год в следующие три года и в 2025 году составит 150 млн тонн. Основными потребителями российского угля, помимо Евросоюза, являются Китай, Индия и Турция. 

    В мировой угольной торговле происходит структурный экономический сдвиг от Атлантического к Тихоокеанскому экономическому региону, на который в настоящее время приходится 80% международной угольной торговли. Поэтому наибольший спрос на услуги российских морских угольных терминалов фиксируется на Дальнем Востоке, однако логистика железнодорожной доставки угля от мест его добычи с этим трендом не справляется. Пока провести через Восточный полигон РЖД весь тяготеющий к дальневосточным портам уголь не представляется возможным. 

Author

Yana Wojciechowska

editor@portnews.ru

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен