Морские инженерные задачи решают отечественные компании
Российские компании в конце 2022 года осуществили высокоточную глубоководную операцию по замене танков плавучести на выносных причальных устройствах (ВПУ) КТК в Новороссийске. Ранее для подобных работ привлекали иностранцев. Генеральным подрядчиком проекта выступило ООО «Альянс». Генеральный директор компании Алексей Милованцев рассказал ИАА «ПортНьюс» об особенностях этой высокотехнологичной операции, а также о планах компании расширить сферу деятельности и выйти на рынок дноуглубления.
- Алексей Александрович, в отрасли компания «Альянс» больше известна как игрок отечественного буксировочного рынка, и вдруг участие в глубоководном проекте?
- Я бы не сказал, что вдруг. Компания «Альянс», созданная в 2004 году, постоянно развивается. Так, в 2016 году в связи с расширением спектра услуг, флота и географии предоставляемых услуг к деятельности приступила компания ООО «Северный Альянс». Обе компании специализируются на буксировке и выполняют весь спектр этих услуг. Швартуем и отшвартовываем крупнотоннажные танкеры, сопровождаем суда на сложных фарватерах и в тяжелых ледовых условиях. Также выполняем околку причалов, доставку, снятие и высадку лоцманов, доставку экипажей и спасательные операции.
Весь буксирный флот мы приобретали на мировом рынке. Буксиры наших компаний имеют высокий ледовый класс, что позволяет обеспечивать круглогодичную навигацию. Сегодня 6 буксиров различной мощности компании «Альянс» работают на морских акваториях севера России, 8 буксиров компании «Северный Альянс» обеспечивает бесперебойную работу замерзающих портов, поддерживая в зимний период акватории портов Финского залива. Таким образом, в нашем управлении находится 14 буксиров, которые работают в портах Высоцк, Мурманск, Калининград, Владивосток и т.д.
В 2020 году мы приняли решение о дальнейшем расширении сферы деятельности. Флот «Альянса» пополнился тремя судами специального назначения: «Рубин», «Нефрит», «Изумруд». На момент их покупки такого флота в России не было, подобные суда, как правило, фрахтовались у иностранцев.
Тогда это была свободная ниша в России, и мы ее заняли. Благодаря этому шагу компания вновь расширила свою географию и спектр оказываемых услуг. У нас появилась возможность производить обследование объектов на глубине до 2000 м; обслуживать и ремонтировать различные объекты и оборудование с помощью телеуправляемых подводных аппаратов (ТНПА); выполнять техническое обслуживание систем выносных причалов (SPMs buoys). Компания уже имеет опыт обследования подводной части газопровода «Северный поток - 1». На сегодняшний день мы проводим геодезические работы, техническое обслуживание платформ в режиме динамического позиционирования, а также производим транспортировку грузов для бурения и поддержки добычи на шельфе. В числе наших услуг и операции по заводке, подрыву и перекладке рабочих якорей; выполняем буксировку буровых платформ, лихтеров и судов технического флота. Поэтому наше участие в проекте Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) по замене танков плавучести на выносных причальных устройствах вблизи Новороссийска не случайность, а закономерный этап развития компании и расширения ее сферы деятельности, компетенций.
- В чем особенность проекта, реализованного в акватории морского терминала КТК? Какова роль вашей компании, какие подрядные организации привлекались?
- Изначально наши суда обеспечения подходили под тендерное задание КТК по замене танков плавучести ВПУ. Мы собирались выполнять эти работы своими силами.
Мы были готовы выступить генподрядчиком этого проекта. Чтобы выполнить условия контракта в срок мы привлекли многоцелевое судно «Коммандер», оснащенное системой динамического позиционирования, и управляли им.
Для выполнения задач в акватории Морского терминала КТК на борт «Коммандера» в рекордные сроки доставили все необходимое - более тысячи наименований различных материалов и оборудования со всей территории Российской Федерации. Был использован российский мобильный контейнерный водолазный комплекс МКВК-60 с двумя декомпрессионными барокамерами, с камерой и предкамерой, а также всеми системами жизнеобеспечения.
Также мы задействовали свою инженерную группу. В данном случае было важно, как инженерно выстроена работа, поскольку было необходимо выполнить высокоточные и технологичные операции на глубине около 40 м по демонтажу, монтажу и позиционированию
танка плавучести ВПУ КТК. Кроме того, эта операция осуществлялась в сложных погодных условиях, после окончания сезона и начала периода штормов. При постоянно меняющемся ветре, а также направлений надводных и подводных течений. Важно и то, что операции выполнялись поблизости от эксплуатируемого ВПУ, на котором все это время продолжала осуществляться погрузка танкеров. Еще один нюанс в организации работ был в том, что операция требовала около двух суток непрерывного процесса и имела ограничение по погодным условиям - высота волны не выше 1,5 м.
Это инженерный сложный проект на стыке технологий, к его исполнению были привлечены: команда опытных водолазов ООО «Европейская водолазная компания» («ЕВК»), инженерная компания «Белуга», которая также делала разработки проекта, и другие отечественные компании, в том числе производители оборудования.
Круглосуточно действовавшим в две смены 19 водолазам поддержку оказывали 140-тонный кран «Коммандера» и телеуправляемый необитаемый подводный аппарат (ТНПА) Subfighter 15k. Последний освещал место проведения подводных работ и помогал своим манипулятором.
Ранее такие работы в России не выполнял никто. Для их реализации привлекались только иностранные компании, поэтому российскими подрядчиками все делалось впервые. Реализация нашего проекта на КТК стала свидетельством того, что российские компании могут решать неординарные задачи и выполнять высокоточные глубоководные проекты любой сложности.
Возможно, есть моменты, которые мы технически не можем вытянуть, но за счет инженерных решений – вполне справляемся. Смекалкой берем. Морские проекты тем и интересны, что один на другой никогда не похож, они всегда имеют индивидуальные решения.
- Есть планы по обновлению и пополнению флота?
- Мы продолжим наращивать буксирный флот. В 2023 году планируется приобретение трех мощных азимутальных буксиров, которые будут работать в компаниях «Альянс» и «Северный Альянс».
- Какие планы развития у компании? Будете расширять компетенции, географию работ?
- Мы продолжаем развитие. Конъюнктура рынка диктует все время новые правила. Сегодня возникла острая потребность в дноуглубительной технике. Мы приняли решение развивать и это направление.
Недавно компания «Альянс» приобрела дноуглубительный несамоходный земснаряд ковшового типа (объем ковша - 16 куб. м). Готовим земснаряд к транспортировке в Россию и ведем предконтрактные переговоры по его эксплуатации. По характеристикам в России насчитывается всего три машины, аналогичные нашей.
В 2023 году компания «Альянс» выйдет на российский рынок дноуглубления и станет новым игроком этого сегмента.