Порты и удобрения: итоги и перспективы
Несмотря на санкции, в ушедшем году России все же удалось неплохо заработать на экспорте минеральных удобрений. Значительный вклад в достижение этого успеха внесли отечественные порты, но вот удастся ли его закрепить?
Еще с ранней весны 2022 года зарубежные эксперты предрекали резкое падение закупок минеральных/химических удобрений российского производства – от 25-30%-го снижения до «полного коллапса». В реальности же потери оказались хотя и существенными, но гораздо менее значительными. Что же касается доходов от реализации удобрений, то они вполне компенсировали заметное проседание объемов экспортных поставок.
Меньше, зато дороже
Накануне нового 2023 года Ассоциация российских производителей минеральных удобрений сообщила об ожидаемом сокращении их экспорта на 17% по итогам 2022 года. С учетом рекордных достижений 2021 года (порядка 38 млн метрических тонн) это означало снижение до отметки в 31,54 млн тонн. Такой оказалась плата за санкционное давление – блокировку грузов в портах приема, отказ в обслуживании российских судов, рост фрахтовых ставок на тоннаж под «нейтральными» флагами, создание препятствий по страхованию груза, проведения банковских платежей и т.д.
Однако при подведении итогов года как инициаторов, так и исполнителей санкций ожидал сюрприз: при существенном снижении физических объемов экспорта минудобрений, доходы от него установили новый исторический рекорд.
Согласно подсчетам специалистов Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FAO), при 10%-м проседании поставок (с января по октябрь 2022-го вкл.), российским компаниям в тот же период удалось заработать $16,7 млрд. С учетом же самой сдержанной экстраполяции на ноябрь-декабрь можно предположить, что за весь прошлый год доходы России от экспорта минудобрений преодолели рубеж в $20 млрд – т. е. почти на 70% превысили достижения 2021-го в $12,3 млрд (рис.1).
«Секрет» подобного успеха теперь вполне очевиден экспертам даже из недружественных стран: санкции, наложенные на крупнейшего в мире экспортера пшеницы, вызвали резкий рост цен на все продукты питания, заодно подстегнув и спрос на минеральные удобрения, лидером по поставкам которых на мировой рынок также является Россия – рис.2
Диверсия на «Северных потоках», плюс ограничения для российских СПГ-танкеров привели к взлету цен на природный газ – ключевой ингредиент для производства азотных удобрений. В свою очередь, калийные удобрения также резко подорожали, причем уже на фоне санкций, введенных не только против России, но и Беларуси. Круг замкнулся: практически лишив себя возможности производить минеральные удобрения, коллективный Запад вынужден их активно покупать. Столь благоприятной (пока) конъюнктурой и пользуются российские производители, а помогают им в этом российские же порты.
Рекорды перевалки: что стоит за цифрами
Следует отметить, что в сравнении с прочими секторами морского бизнеса, отечественные порты пострадали от санкций наименее чувствительно. Согласно данным Ассоциации морских торговых портов (АСОП), суммарный грузооборот российских портов по итогам 2022 года достиг 841,5 млн тонн, что на 0,7% выше показателя 2021-го. С учетом обвального (на 26%) падения контейнерооборота и резкого (почти на 16%) проседания отгрузок черных металлов, решающий вклад в достижении этого прироста внесла именно перевалка минеральных удобрений, объемы которой выросли на 25,1% в годовом исчислении – до 24,2 млн тонн.
Таким образом, через российские порты прошло почти 78% всего экспорта минудобрений. Это и неудивительно, если учесть, что тройку лидеров по их закупкам (после исхода Эстонии) составляют Бразилия, Индия и Китай. В дополнение к этому Россия существенно нарастила поставки в Турцию и Вьетнам, а также в дружественные государства Африки и Латинской Америки, которые в докризисный период имели миноритарные доли импорта в данном сегменте.
Что касается Северной Америки, то традиционными покупателями российских минудобрений на континенте осталась не только дружественная Мексика, но и... Соединенные Штаты Америки, правительство которых поощряет свои компании в деле их приобретения.
В соответствии с географией адресатов поставок морской экспорт российских минеральных удобрений распределился по регионам следующим образом (рис.3 а-б, табл.).
Бассейн |
Перевалка, тыс. тонн |
Динамика |
|
2021 |
2022 |
||
Балтийский |
12 511,8 |
17 621,7 |
+40% |
Азово-Черноморский |
3 432,9 |
3 792,6 |
+10,5% |
Арктический |
3 224,9 |
2 643,3 |
-18% |
Дальневосточный |
135 |
26,2 |
-80,6% |
Каспийский |
8,4 |
71,3 |
+749% |
Всего по России |
19 313 |
24 155 |
+25,1% |
Как видим, из традиционных центров отгрузки ее объемы просели лишь в Арктическом бассейне. Это объясняется скорее сокращением поставок в страны Северо-Западной Европы, нежели снижением соответствующего потенциала порта Мурманск, а значит, после завершения маневра экспортными грузопотоками показатели 2021 года могут быть не только восстановлены, но и превзойдены. К тому же на западном берегу Кольского залива активно ведутся работы по сооружению терминала, рассчитанного на ежегодную перевалку до 5 млн тонн минеральных удобрений, причем ввести его в эксплуатацию предполагается уже во II кв. 2023 года.
Абсолютное лидерство по перевалке минудобрений сохранили порты Балтийского бассейна. При этом на фоне ее значительного снижения в Большом порту Санкт-Петербург (почти на 30%) и порту Выборг (-47%) отгрузки в порту Усть-Луга были увеличены почти в три раза (до 11,85 млн тонн), что и обеспечило общий опережающий прирост данного показателя по бассейну. Особо стоит отметить результаты порта Калининград, в котором при сравнительно небольших физических объемах (порядка 10 тыс. тонн), перевалка минеральных удобрений в годовом исчислении также выросла почти втрое.
Похоже, предпринятая с весны прошлого года «блокада» Литвой сухопутных перевозок в Калининградскую область имела и свой позитивный эффект, заставив более активно использовать морской транспорт не только для снабжения нашего западного эксклава, но и для экспорта производимой в нем продукции. Как известно, завод «ГЕО НПК» (концерн «Уралхим») в г. Черняховске начал свою работу еще в 2021-м. Проектная мощность предприятия достигает 150 тыс. тонн в год с возможным увеличением до 220 тыс. тонн, так что в ближайшие годы можно ожидать еще более динамичного роста отгрузок минудобрений из порта Калининград.
Обстановку с перевалкой данного типа грузов в Азово-Черноморском бассейне можно охарактеризовать как стабильную с широкими перспективами для роста. Так, экспортные отгрузки в Новороссийске в кризисном 2022 году увеличились более чем на треть (до 1,7 млн тонн), в то время как их проседание в порту Туапсе составило менее 5% (до 1,49 млн тонн). Почти 9% прибавки продемонстрировал и порт Ейск – до 940 тыс. тонн. Все вместе это позволило не только компенсировать почти 60% сокращения профильных отгрузок в порту Кавказ, но и обеспечить бассейну стабильный общий прирост.
В прошлом году в Ростове-на-Дону перевалка минудобрений была увеличена почти в 17 раз (до почти 214 тыс. т), а также стартовали пробные отгрузки в портах Темрюк и Азов (5 и 12 тыс. тонн соответственно), объемы которых явно предполагается наращивать. Еще один новый порт (и город) уже строится на Арабатской стрелке. А в феврале 2023 года администрация Краснодарского края сообщила о выделении земельного участка под сооружение нового комплекса неподалеку от порта Тамань для перевалки 5 млн тонн в год аммиака и других минудобрений.
Таким образом, Россия получает возможность создать обширный универсальный грузовой хаб на исключительно выгодном перекрестке как морских, так и внутренних водных торговых путей. Это представляется особенно значимым на фоне обширной программы модернизации гидротехнических объектов Волго-Донского судоходного канала и принятию (совместно с Ираном и Индией) практических мер по реанимации проекта МТК «Север-Юг».
В связи с этим стоит отметить и активное наращивание перевалки минеральных удобрений портами Каспийского бассейна. Если в 2021 году подобные отгрузки здесь осуществлял только Астраханский порт, то в 2022-м к нему присоединились Махачкала и (особенно весомо) п. Оля, что позволило нарастить их объемы почти в 8,5 раз (рис.3б).
Заметим, что для региона это еще далеко не предел: помимо развития собственно перевалочных мощностей, правительством РФ принято решение на проведение масштабных дноуглубительных работ на Волго-Каспийском морском судоходном канале (ВКМСК). При этом предполагается, что уже с 25 декабря 2023 года на всем его протяжении будет обеспечено безопасное плавание судов с осадкой не менее 4,5 метров, то есть с наибольшей возможной для большинства проектов загрузкой.
Самыми же скромными в прошлом году оказались результаты перевалки минудобрений в Дальневосточном бассейне. Впрочем, в этом вряд ли стоит винить дальневосточных портовиков, поскольку подавляющая часть предприятий по производству столь ценной для аграриев продукции расположена в европейской части России.
Впрочем, и здесь ситуация может измениться к лучшему: в поселке Врангель под Находкой ускоренными темпами ведется строительство завода по производству мочевины и метанола. Для отгрузки его продукции планируется сооружение нового терминала мощностью до 1,8 млн тонн в год, способного принимать суда длиной до 195 м и дедвейтом в 53 тыс. тонн. И хотя завершение этого проекта с последующим выводом предприятия на проектную мощность дело скорее среднесрочной (2-3 года) перспективы, это станет важным шагом по созданию полноценного центра экспортной перевалки минудобрений на Дальнем Востоке
Надежды и сомнения
Подводя итоги прошлого года и оценивая возможности ближайшего будущего, стоит отметить не только безусловно высокий потенциал России по производству и экспорту минеральных удобрений, но и риски, с которыми связана его полномасштабная реализация.
Прежде всего это ограниченность существующих портовых мощностей по перевалке грузов данного типа. Согласно оценкам Ассоциации российских производителей минеральных удобрений, они составляют эквивалент 31,4 млн метрических тонн. Таким образом, «запас» по загрузке едва превышает 7 млн тонн, что представляется явно недостаточным как с учетом спроса на мировом рынке, так и реализации новых российских проектов для его удовлетворения.
Дополнительные осложнения создает полное отсутствие в России терминалов для отгрузки жидкого аммиака и его смесей (например, с мочевиной), а также проблемы с обеспечением безопасности перевалки аммиака в сыпучей форме. Два (из трех на территории бывшего СССР) таких терминала расположены в латвийском Вентспилсе и эстонском Силламяэ, а значит, на неопределенный срок отрезаны санкционным барьером. Третий же находится в порту Южном под Одессой. Сооружение объектов подобного рода с «нуля» (например, вблизи порта Тамань) требует значительного времени, между тем как обстановка на рынке меняется весьма динамично.
Например, относительно теплая зима 2022-23 годов уже поспособствовала снижению кризисных цен на природный газ, которое в дальнейшем может приобрести еще более устойчивый характер. Это даст хотя бы части профильных зарубежных предприятий возможность возобновить работу, соответственно снижая спрос на российскую продукцию и сбивая на нее цену.
Очевидным следствием всего этого может стать вынужденное сокращение производства минудобрений в нашей стране, первые признаки которого проявились еще в прошлом году. Так, только за семь месяцев 2022-го объемы выпуска аммиака были уменьшены на 12,8% (до 10,1 млн тонн), а калийных – на 25,8% (до 4,6 млн тонн). На этом фоне некоторый рост производства фосфорных (+0,4%, до 2,6 млн тонн) и азотных (+3,5%, до 6,9 млн тонн) удобрений выглядит довольно слабым утешением.
Впрочем, будем надеяться на лучшее: пока в России есть природный газ, а всему миру нужны продукты питания, минеральные удобрения останутся надежной составляющей грузовой базы отечественных портов.
Софья Винарова