Страшное страхование
Одна из главных проблем для российской внешней торговли - это сложности со страхованием судов, вызванные санкциями. Несмотря на отказ западных страховых компаний работать с Россией, существует ряд альтернатив, однако все они имеют свои недостатки.
Суть проблемы
После начала специальной военной операции Комитет по военным рискам ассоциации страховщиков Ллойда включил акватории в Азовском и Черном морях в зоны повышенного военного риска. Это решение носило рекомендательный характер, однако было воспринято рынком. В зону повышенных рисков также было включено все территориальное море РФ.
Как рассказал в ходе III международной конференции «Риски в морском страховании: лучшие практики, российский и международный опыт» руководитель практик международного торгового, таможенного, морского и транспортного права АБ ЕПАМ, докладчик МАК при Торгово-промышленной палате РФ Алексей Карчемов, это привело к росту страховых премий в указанных акваториях до 5% от стоимости судна.
К судам, заходящим в российские территориальные воды и определенные зоны повышенных военных рисков за их пределами, применяются также ограничения страхового покрытия, расширяется перечень исключений из страхового покрытия, а в отдельных случаях ‒ отказы в страховании.
Так, японские компании отказывали в страховании судам, заходящим в российские воды, однако это негативно повлияло на поставки сжиженного природного газа (СПГ) в Японию, что, в свою очередь, привело к возобновлению страхования таких судов. Подобные ситуации возникали и по зерновым сделкам.
Страховые компании также получили возможность накладывать ограничения на страхование с целью соблюдения наложенных на Россию санкций. В том числе стало возможным предъявлять дополнительные требования, как это было в случае с Турцией, которая требовала для прохода танкеров с нефтью и нефтепродуктами писем, подтверждающих наличие P&I страхования.
Хотя проблема с Турцией была решена, тем не менее в целом западные P&I клубы закрыли для российских судовладельцев свои возможности.
Как прокомментировал в ходе Конференции старший андеррайтер «АМТ Страхование» Борис Родин «ничто, упоминающее Россию, приниматься (в недружественных странах – Ред.) не будет», включая полисы и гарантии. «И это уже происходит, и практика это показывает... Санкции можно наложить юридические, а можно этические. А это на поколение вперед».
Есть ли альтернативы?
Альтернативы иностранному страхованию существуют. По мнению Алексея Карчемова, можно привлекать российские страховые и перестраховочные компании, организации из дружественных юрисдикций, обращаться к Евразийской перестраховочной компании (должна начать работу в 2023 году), заняться секьюритизацией перестрахования (выпуск т. н. «катастрофических» облигаций, выплаты по которым зависят от реализованных убытков по страховому портфелю), создавать условия для развития конкуренции на рынке перестрахования.
Тем не менее все эти альтернативы реализовать на практике не так просто.
Как их реализовать?
Если говорить о привлечении российских страховых и перестраховочных компаний, то здесь возникает две главные проблемы: недружественные юрисдикции признавать эти полисы не будут (и даже насчет «дружественных» все не так просто), а емкость российского страхового и перестраховочного рынка весьма ограничена.
«Судно, которое следует из Юго-Восточной Азии через Индийский океан, на одном баке полностью маршрут не сможет пройти, поэтому будет заходить в Коломбо – и все, в Коломбо с нашим полисом вас не пустят, как и в Индию... С проходом через Суэцкий канал никаких проблем не возникнет, а в остальном это действительно проблема... Пока события развиваются так, что российский страховщик остается у себя дома и страхует здесь», - прокомментировал в ходе Конференции Борис Родин.
Что касается дефицита перестраховочной емкости, по мнению эксперта, для ее наращивания на рынке необходимо развивать конкуренцию, однако активных действий в этом направлении пока не предпринимается. «Если ситуация будет продолжаться так, как она есть, то ровно через год мы захлебнемся», - полагает эксперт.
Если говорить о создании альтернативных клубов взаимного страхования (P&I), то, как отметил в ходе Конференции андеррайтер СК «СберСтрахование» Иван Непейвода, многие морские администрации откажутся принимать суда, если P&I не будет отвечать их требованиям и стандартам.
Сотрудничество с условно дружественными юрисдикциями упирается в проблему взаиморасчетов (которые по понятным причинам невозможно вести через доллары или евро), отсутствия межправительственных соглашений и особенности национального регулирования в соответствующих странах.
Как отметил в ходе Конференции партнер, соруководитель судебно-арбитражной практики Адвокатского бюро ЕПАМ Валерий Еременко, «Аргентина, Бразилия, Филиппины, Китай - готовы и им интересно работать с нами. Самая большая проблема - расчеты... они возможны только в национальных валютах».
По мнению эксперта, очень важно и взаимное признание полисов с дружественными странами. Но это не решит проблемы с прохождением через воды недружественных государств.
Борис Родин, в свою очередь, обратил внимание на то, что обращение к китайскому рынку потребует значительного времени (около пяти лет) и значительных усилий. «Работа с Китаем не такая простая, есть определенные локальные требования китайского рынка, которые определяют наличие посредника финансовых операций - там очень сложная схема... Поэтому говорить, что прямо сейчас мы окажемся там и в том месте, в котором хотели бы, преждевременно. Должно пройти какое-то время», - считает эксперт.
При этом участники рынка отмечают, что особенность Китая заключается в том, что его хозяйствующие субъекты сильно зависят от политической воли руководства страны. И при наличии такой воли многие проблемы могут быть разрешены очень быстро. В этой связи большие надежды возлагаются на укрепление отношений с Китаем, о котором свидетельствует запланированный визит в Москву председателя Китайской Народной Республики Си Цзиньпиня.
Как бы то ни было, в идеале нужно искать маршруты, которые не проходили бы через воды недружественных государств. Таким маршрутом является Северный морской путь. «На Севморпути не нужны никакие иностранные полисы, там можно будет спокойно пользоваться отечественными возможностями», - говорит Борис Родин.
Подытоживая, можно сказать, что в реальности все зависит от заинтересованности той или иной стороны в торговле с Россией. Все проблемы разрешаются тогда, когда такая взаимная заинтересованность имеется, яркий тому пример – истории с Японией, Турцией и зерновыми сделками. Будет торговля – будет и страхование.
Сабрина Мукфи.
Справка Центробанка России: