Санкции не срубили СУГ
Санкции не привели к катастрофическим последствиям для рынка производства и экспорта сжиженного углеводородного газа (СУГ) в России. Российский газ продолжает успешно идти на экспортные рынки как Азии, так и Европы, хотя направления экспорта несколько изменились.
Морем и землей
Морские терминалы для перевалки СУГ в России находятся в портах Усть-Луга, Тамань и Темрюк. В Усть-Луге это терминал «Портэнерго». По данным за 2022 год, объем перевалки СУГ через терминал в 2022 году вырос на 42% - до 856 тыс. тонн (здесь и далее данные Минтранса РФ). Кроме того, в Усть-Луге работает Комплекс по фракционированию и перевалке стабильного газового конденсата (НОВАТЭК), объем производства СУГ на комплексе, по данным НОВАТЭК, в 2022 году составил 78 тыс. тонн.
Через терминал в порту Тамань - «Таманьнефтгегаз» (ОТЭКО) объем перевалки СУГ за 2022 год также вырос, на 4% - до 313 тыс. тонн. А вот в Темрюке (терминал «Мактрен-Нафта») объемы, напротив, снизились на 40% - до 144 тыс. тонн.
Всего, по данным ГК «Импэкснефтехим», за 2022 год Россия экспортировала 3,5 млн тонн СУГ, а в первом квартале 2023 года - около 1 млн тонн (-12% в сравнении с первым кварталом 2023 года). |
В целом, по сведениям директора департамента стратегического развития «РМ Ритейл» Георгия Зобова, приведенным в ходе отраслевой Конференции «Рынок СУГ: новые реалии», проводившейся с участием ИАА «ПортНьюс», железнодорожные перевозки СУГ в 2022 году выросли на 2% — до 15,3 млн тонн, в том числе внутренние увеличились почти на 14% — до 10,6 млн тонн. А вот перевозки на экспорт, напротив, сократились на 14%. Лидером рынка железнодорожных перевозок является НХТК (27% парка). При этом доля транс-контейнеров на рынке оценивается в 3,5-4,5%.
Таким образом, за 2022 год через морские порты было экспортировано около 37% от общего объема экспорта СУГ, а по итогам первого квартала 2023 года – около трети.
Как прокомментировал в ходе отраслевой Конференции «Рынок СУГ: новые реалии» заместитель директора по маркетингу «Импэкснефтехим» Леонид Кручинин, ограничения, наложенные внешним рынком, не привели к катастрофическим последствиям для ресурсной базы рынка СУГ.
«В 2023 году она полностью восстановилась на уровне 2021 года (и даже немного больше). Логистические проблемы в целом сохранились, но потеряли свою остроту. Самая «острая» на сегодня проблема – плохое движение вагонов-цистерн на юге. За год мы наблюдали нетривиальную ценовую динамику, но как-то ее пережили... Рынок балансировался на начальном этапе за счет роста потребления в сегменте нефтехимии, затем следовало падение объемов не более чем на 10%, а после перенаправления потоков экспорта произошло частичное восстановление прежней структуры рынка», – рассказал эксперт.
По прогнозам Леонида Кручинина, в 2022 году в условиях ограничений на экспорт объемы перераспределились между сферой коммунально-бытовых услуг и нефтехимией. По итогам первого квартала 2023 года видны восстановление экспорта на уровне не ниже 2021 года, рост потребления в коммунально-бытовом секторе и возврат потребления в нефтехимии на прежний уровень.
Куда течет российский газ
Направления экспорта СУГ из России меняются. Так, по словам выступившего в ходе Конференции руководителя экономического департамента Института энергетики и финансов: исследовательский и консалтинговый центр Сергея Кондратьева, поставки СУГ из России в Европу в целом (включая Западные Балканы и Турцию) в 2022 году снизились на 3,1%, однако отдельно в Турцию увеличились в семь раз.
При этом направления экспорта в Финляндию, Румынию и Украину оказались в течение прошлого года потерянными. На этом фоне поставки в Польшу остаются стабильными: страна по-прежнему является основным экспортным направлением для российского СУГ (65% от общего объема экспорта в Европу).
Тем не менее Польша проводит политику диверсификации поставок и поиска альтернативных поставщиков из других стран. Для этого, впрочем, ей придется перестраивать инфраструктуру, однако соответствующая работа уже ведется.
Между тем Россия в 2022-23 годах вышла на новые рынки сбыта: Центральную Азию, Турцию, Китай, Афганистан. Что, в свою очередь, диктует и смещение логистических маршрутов на Юг и Дальний Восток. И если на Юге морские терминалы для экспорта СУГ имеются («Таманьнефтегаз» и «Мактрен-Нафта»), то на Дальнем Востоке с этим пока все сложно. Отметим в этой связи, что в Дальневосточном бассейне имеется проект по созданию морского терминала СУГ ООО «Восточно-Арктическая нефтегазовая корпорация». В настоящее время ведется разработка технико-экономического обоснования проекта, его конкретные параметры пока неизвестны.
В целом, говоря о перспективах перевалки СУГ на Дальнем Востоке, следует отметить, что они ограничены провозной способностью железнодорожных подходов.
Россия в настоящее время находится на восьмом месте в списке крупнейших экспортеров СУГ после США, ОАЭ, Катара, Саудовской Аравии, Ирана, Кувейта и Норвегии. Крупнейшими импортерами СУГ в мире являются Китай, Индия, Япония, Южная Корея. |
Учитывая, что основные рынки сбыта находятся в Азии, стоит ожидать роста доли южных портов в экспорте СУГ, а также появления специализированных портовых мощностей на Дальнем Востоке.
Сабрина Мукфи.