Михаил Першин: «Красное Сормово» может строить и сдавать по 12 сухогрузов в год
Портфель завода «Красное Сормово» (Нижний Новгород, входит в состав ОСК) в июне 2023 года пополнился заказом на 34 сухогруза проекта RSD59. Контракт подписан с АО «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК) во время Петербургского международного экономического форума.
Данная серия станет самой большой за всю историю ОСК. Как отметил министр промышленности и торговли России Денис Мантуров, эти 34 сухогруза призваны обновить численность флота и увеличить объемы грузовых перевозок морскими и внутренними водными путями.
О том, сколько всего заказов сейчас у завода, какие суда планируется сдать до конца этого года и как обстоят дела с кадрами, ИАА «ПортНьюс» рассказал генеральный директор предприятия Михаил Першин.
— Михаил Николаевич, расскажите, пожалуйста, сколько заказов сейчас в портфеле завода? И какие суда планируете сдать в 2023 году?
— На сегодняшний день по контракту между ПАО «Завод «Красное Сормово» и АО «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК) в постройке находятся 8 судов проекта RSD59. Все они должны быть сданы до конца осени 2023 года.
Судно «Александр Удалов» завершает этап испытаний, его передача намечена на начало июля. Еще два судна со строительными номерами 35 и 36 после ходовых испытаний сдадим заказчику также в июле. Суда с номерами 37-40 будут укомплектованы судовым оборудованием и до конца октября планируем передать.
ПАО «Завод «Красное Сормово» — один из старейших российских судостроительных заводов, основанный в 1849 году. На «Красном Сормове» за 75 лет построено и модернизировано более трехсот подводных лодок и спасательных аппаратов, 25 из них атомных. Сегодня завод строит суда коммерческого флота, отвечающие требованиям международных конвенций по надежности и безопасности. |
Напомню, что наше предприятие также строит пять краболовов-процессоров (проект КСП01) в рамках федеральной инвестиционной программы «квоты под киль» по заказу СР «Северо-Западный рыбопромышленный консорциум». В ближайших планах завода — сдача заказчику краболова «Вайгач».
«Вайгач» — головное судно серии. 16 июня оно было отправлено на Выборгский судостроительный завод для достройки и проведения ходовых испытаний. После завершения вышеуказанных работ судно будет передано заказчику.
В конце прошлого года между заводом «Красное Сормово» и ГТЛК был подписан контракт на строительство трех круизных судов проекта 00840 «Карелия». Лайнеры строятся при поддержке Правительства РФ. 16 июня 2023 года мы официально заложили третье пассажирское судно этого проекта. Сдача судов по контракту — в 2025 и 2026 годах.
В этом году планируется закладка краболовов с номерами 4 и 5. Сейчас они находятся на этапе допроектирования, который завершим в ближайшее время.
Также хочу отметить, что на Петербургском международном экономическом форуме, который прошел в июне 2023 года, завод «Красное Сормово» и ГТЛК подписали контракт на строительство серии из 34 сухогрузов проекта RSD59. Это самая большая серия строительства судов за всю историю Объединенной судостроительной корпорации.
— Получается, у завода большое количество заказов. А сколько судов предприятие может строить одновременно?
— Сейчас в верфи в стадии постройки находятся все суда, которые я перечислил. Если смотреть по стапелям, то на сегодняшний день в рамках подписанных контрактов здесь находятся суда с номерами 41 и 42 проекта RSD59 для ГТЛК, краболовные суда с номерами 2,3. Также в стапель уйдет пассажирское судно проекта «Карелия».
Циклы разных судов, естественно, имеют свою длительность. По проекту RSD59 мы, например, вышли на режим 6 месяцев вместо девяти с начала резки до передачи заказчику, поэтому в рамках стапельного расписания «Красное Сормово» может строить и сдавать заказчику по 12 сухогрузов в год. Это с учетом ограничений навигационного периода, согласно которому суда мы начинаем выпускать на ходовые испытания в апреле, а завершаем максимум в середине ноября.
— У завода, как вы сказали, среди заказов есть несколько круизных судов. В чем особенность их строительства?
— Основная особенность состоит в том, чтобы увязать размещение общесудовых систем и точек доступа к установленному оборудованию с дизайн-проектом, поскольку в пассажирском судостроении предъявляются более жесткие требования по видовой части судна.
На данный момент завод полностью готов к строительству новой серии круизных судов, все необходимые компетенции были получены при работе над первым отечественным круизным лайнером «Мустай Карим» проекта PV300, который сошел со стапеля завода «Красное Сормово» в 2019 году.
— А как продвигается строительство отечественных краболовных судов?
— До сих пор отечественные краболовные суда в нашей стране не производились — компании закупали их аналоги за границей. Первое подобное российское судно рыбопромыслового флота было построено заводом «Красное Сормово». Проект КСП01 разработан «Морским Инженерным Бюро – СПб». Краболов-процессор предназначен для промысла краба различных видов на глубинах от 20 до 400 метров и производства замороженной продукции непосредственно в море. Оборудование судна рассчитано для ловли и переработки до 60 тонн камчатского краба в сутки. Районы эксплуатации — Северная Атлантика, включая Баренцево море, Норвежское море, Гренландское море и арктические моря.
Головное судно «Вайгач», как уже было сказано, отправлено на достройку, швартовные и ходовые испытания в Выборг. Суда проекта с номерами 2 и 3 строятся нами в данный момент, с номерами 4 и 5 — планируем заложить в этом году.
По контрактным обязательствам, «Вайгач» заказчик получит в этом году, два серийных краболова будут переданы в 2024 году, еще два — в 2026 году в связи с изменением проекта для вылова и транспортировки живого краба.
— Есть ли сейчас какие-то нерешенные проблемы по линии импортозамещения оборудования и комплектующих, с которыми сталкивается «Красное Сормово»?
— В настоящее время по всему оборудованию, которое попало под санкции, найдены альтернативные поставщики как российские, так и китайские, турецкие. Проблема поставок оборудования на наши строящиеся суда стабилизировалась. Есть вопросы по ранее поставленному импортному оборудованию. Основное — это программное обеспечение (софты) для запуска и пуско-наладки оборудования, а также приобретение вышедших из строя комплектующих для оборудования, которое установлено на гарантийных судах.
— Михаил Николаевич, расскажите, как решаете вопрос с кадрами? Какие специалисты сейчас наиболее востребованы на предприятии?
— На заводе трудятся почти 3600 человек. В оперативной работе по укомплектованию штата у нас около 60 наименований вакансий, общая потребность составляет порядка 500 человек. На данный момент сложилась дополнительная потребность в сотрудниках в связи с ростом производства, причем не только по рабочим специальностям, но и по инженерно-техническим. Потребность в офисных сотрудниках небольшая, потому что в этой части штата текучка меньше.
Отмечу, что с текучестью по рабочим специальностям в последнее время сталкиваются все предприятия, также есть нехватка профессиональных рабочих, рабочих высокой квалификации, можно сказать, что сейчас на рынке труда не так много специалистов с необходимыми нам навыками. Поэтому мы принимаем людей на работу, не только адаптируем, но и обучаем нужной нам профессии. Выпускников учебных заведений тоже дообучаем с учетом наших потребностей.
У заводчан, особенно молодых сотрудников, всегда есть возможность профессионального роста, как вертикального, так и горизонтального. С прошлого года на предприятии существует программа кадрового резерва. Планируем выводить ее на более высокий уровень, займемся оценкой персонала. Также в планах — формирование кадрового резерва из числа студентов, приходящих к нам на практику, чтобы они, обучаясь на последних курсах, могли приступить к работе по гибкому графику. Так к окончанию обучения мы получим полноценного сотрудника с опытом, адаптированного и погруженного в производственный процесс предприятия.
На заводе действует система наставничества, наставник прикрепляется к каждому ученику. Более того, если сотрудник переходит на другую должность, он тоже может воспользоваться помощью наставника. Сейчас ОСК подготовила новое положение о наставничестве, которое разделяет систему поддержки на два направления: наставник-ментор для адаптации работника и наставник производственного обучения. В ближайшее время реализуем это нововведение.
Также на нашем предприятии действует Учебный комбинат. Сейчас мы занимаемся его переформатированием, открыли Школу станочников и Школу сварщиков, переделываем все учебные программы, производим техническое переоборудование под реалии времени. Объясню почему. Те программы, которые были раньше, рассчитаны на людей, имеющих определенный уровень теоретических знаний по профессии. Мы же сталкиваемся на рынке труда с ситуацией, когда приходится трудоустраивать сотрудников с минимальной базой знаний и умений. Поэтому силами учебного центра полностью готовим работников для нужд завода, в том числе с применением дистанционных технологий и системы электронного обучения Moodle.
Есть еще у нас и целевое обучение в НГТУ им. Р. Е. Алексеева и ВГУВТ по отраслевым специальностям с дальнейшим трудоустройством на ПАО «Завод «Красное Сормово».
С прицелом на будущие кадры в 2021 году создан образовательно-судостроительный кластер. В него входят школы Сормовского района Нижнего Новгорода, НГТУ им. Р. Е. Алексеева, ВГУВТ, Сормовский механический техникум, Нижегородский политехнический колледж и учреждения дополнительного образования. Начиная со средних классов школы, ребята посещают дополнительные занятия по судостроительной тематике, в том числе и на заводе, слушают лекции преподавателей профильных вузов, а в старших — выполняют свои первые научные работы под руководством специалистов завода «Красное Сормово» и сотрудников НГТУ и ВГУВТ.
— А как продвигается программа модернизации предприятия? Какие автоматизированные и роботизированные участки есть в данный момент на заводе? Что планируете сделать в ближайшее время?
— Модернизация предприятия проходит планомерно и регулярно. Например, в 2023 году мы внедрили машину плазменной резки (прямой рез) для уменьшения большого объема мелких деталей со сложным контуром. До этого они изготавливались посредством значительного количества операций (резка на гильотинах, разметка криволинейных направлений, газовая резка, зачистка) и комплектовочных площадок для передачи с позиции на позиции. От внедрения плазменной резки получен годовой эффект.
В прошлом году на предприятии было внедрено листогибочное оборудование корейского производства с гидравлическими вальцами изменяемой геометрии, оно позволяет исключить дополнительную операцию заломки кромок для сварки.
Также по мере износа постоянно приобретается оборудование для сварки алюминия, шпилечники, источники питания.
Сейчас на предприятии несколько автоматизированных участков. Это и механизированная линия очистки и грунтовки горизонтального типа листового и профильного металлопроката (внедрена с 2008 года), и роботизированная линия резки профильного металлопроката с минимальной длиной детали 400 мм (внедрена с 2012 года).
Есть механизированная линия изготовления секций двойного дна с габаритами секций 12000х18000 мм (внедрена с 2005 года) и специализированный участок изготовления узлов рамного набора, оснащенный двумя стационарными роботами для сварки и передвижным роботом для приварки подкреплений на кильсоны и стрингера длиной до 12000 мм.
В 2013 году была внедрена автоматизированная линия изготовления тавровых балок производства Италии с устройством обратного выгиба для уменьшения деформаций полки и стенки. На предприятии есть роботизированный участок изготовления фланцев (имеет два обрабатывающих центра: фрезерный и токарный). Подача заготовок на станки, передача со станка на станок и съем готовых фланцев на паллету осуществляется роботом.
По программе ПОТР в 2024-2033 годах планируется приобретение роботизированной линии резки профильного металлопроката с минимальной длиной 250 мм и транспортера грузоподъемностью 200 тонн для перевозки готовых секций из сборочно-сварочных цехов на стапель. Кроме того, взамен двух машин плазменной резки, имеющих большой физический износ и сложность с приобретением необходимых комплектующих, т.к. многие уже сняты с производства (эти две машины были внедрены в 2006 и 2008 годах), мы планируем приобрести новые машины плазменной резки с поворотным плазматроном.
Также планируем провести модернизацию участка гидравлических испытаний для ТПЦ, приобрести и ввести в эксплуатацию трубогибочный станок с ЧПУ с комплектом технологической оснастки.
— По итогам первого квартала 2023 года у завода, согласно отчетности, выросли убытки. С чем это связано?
— Убыток за первый квартал 2023 года сложился по сегменту «Гражданская продукция», включающему строительство сухогрузных судов проекта RSD59 и краболовов проекта КСП01. На отчетную дату оценка себестоимости данных проектов значительно изменилась в связи с изменениями курсов валют по отношению к рублю, общим удорожанием закупаемых материалов, оборудования и комплектующих и увеличением сроков строительства судов из-за непоставки оборудования на фоне введенных в отношении РФ внешнеэкономических санкций.
Тем не менее, на этот год предусмотрен рост объемов реализации продукции гражданского судостроения и продукции спецмашиностроения. С учетом заказов, включенных в Производственную программу 2023 года, в структуре которой существенную долю составляют суда проектов RSD59, КСП01, а также пассажирских лайнеров проекта 00840 «Карелия», планируется достижение положительных финансово-экономических показателей по результатам этого года.
Фотографии предоставлены пресс-службой завода «Красное Сормово»