Танкеры для черного золота: кто зарабатывает на вывозе нефти?
Один из главных российских экспортных товаров – нефть, по-прежнему вывозится почти исключительно иностранными судами. Доля российских операторов и судовладельцев, а также связанных с ними иностранных компаний, при этом незначительна. «ПортНьюс» проанализировал июньские отгрузки нефти в трех крупнейших нефтеналивных портах страны и пришел к интересным выводам: львиную долю доходов от транспортных услуг по-прежнему получают иностранцы.
Коротко: нефть продолжает вывозиться иностранными судами и преимущественно под управлением иностранных операторов и судовладельцев, включая компании из «недружественных» стран. Из 214 судозаходов морских танкеров в июне лишь 17 идентифицированы как заходы судов, находящиеся под фактическим управлением российских судовладельцев, или 7,9% от общего числа. Наибольшая их доля – в порту Козьмино (22%), в Новороссийске их 5%, а в Приморске - 6%. Таким образом, львиная доля доходов от перевозки российской нефти по-прежнему приходится на иностранных судовладельцев. |
«ПортНьюс» проанализировало июньские отгрузки нефти в трех крупнейших нефтеналивных портах страны: Приморск, Новороссийск и спецнефтепорт «Козьмино» (Приморский край).
При анализе данных мы учитывали как прямую принадлежность судов к российским судовладельцам, так и к связанным с ними иностранным операторам.
Порт Приморск
По данным из систем отслеживания судозаходов и сервиса Marinetraffic, в порт Приморск в июне 2023 года было совершено 50 судозаходов танкеров. Показательна национальная принадлежность операторов флота.
Так, судозаходы пришлись на суда, чьи операторы зарегистрированы в Греции (23 ед.), ОАЭ (9 ед.), Индии (5 ед.), Сингапуре (3 ед.), Турции, Либерии, Гонконге (по 2 ед.), Маршалловых островах, Панаме, Кипре, Молдове, Габоне (по 1 ед.).
Из них всего три судозахода пришлось на суда, которые нам удалось идентифицировать как управляемые операторами, связанными с российскими компаниями.
Порт Новороссийск
В порт Новороссийск в июне зашло 127 танкеров.
В разрезе регистрации операторов картина выглядит следующим образом: Греция (54 ед.), ОАЭ, Турция (по 15 ед.), Либерия (9 ед.), Панама (7 ед.), Сингапур (5 ед.), Хорватия, Италия (по 4 ед.), Германия (3 ед.), Индия, Гонконг, Испания (по 2 ед.), Ливан, Габон, Вьетнам, Латвия, Россия (по 1 ед.).
Из них удалось идентифицировать 6 судозаходов операторами, связанными с Россией.
Как видно, довольно большое число операторов зарегистрировано в «недружественных» юрисдикциях.
Спецморнефтепорт Козьмино
В порт Козьмино в июне зашло 37 танкеров.
Судозаходы по регистрации операторов выглядят так: ОАЭ (9 ед.), Китай (8 ед.), Гонконг, Индия, Либерия (по 4 ед.), Турция, Норвегия (по 2 ед.), Кипр, Панама, Камерун, Россия (по 1 ед.).
Из них удалось идентифицировать 8 судозаходов операторами, связанными с Россией.
Все страны будут в гости к нам
Таким образом, за июнь 2023 года в трех крупнейших нефтеналивных портах было осуществлено 214 судозаходов. Из них лишь 17 идентифицированы как заходы судов, находящиеся под фактическим управлением российских судовладельцев, или 7,9% от общего числа. Наибольшая их доля – в порту Козьмино (22%), в Новороссийске их 5%, а в Приморске - 6%. Это говорит о том, что более 90% судозаходов совершается иностранными судовладельцами, которые и получают основной доход от услуг по транспортировке нефти.
По странам регистрации операторов ситуация следующая: 77 судозаходов совершены операторами с регистрацией в Греции, 33 – ОАЭ, 19 – Турции, 15 – Либерии, 11 – Индии, 16 – совокупно в Китае и Гонконге. При этом в российские порты активно заходили танкеры, управляемые операторами из «недружественных» юрисдикций (Германии, Испании, Италии, Португалии, Норвегии и др. и особенно Греции).
По мнению руководителя Центра анализа стратегии и технологий развития ТЭК РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина Вячеслава Мищенко, «различных перевозчиков, которые сейчас вывозят российскую нефть из портов, достаточно много, они, преимущественно, не российского происхождения... Объем российской нефти, экспортируемой по разным направлениям, сильно не упал… тот флот, который работает, неплохо справляется, что подтверждается различными статистическими данными по росту поставок на рынок Индии, Китая и других стран».