Отсель грозить нам будут шведы: реальна ли угроза блокады Датских проливов?
В исследовании Института развития технологий ТЭК говорится об угрозе блокирования Датских проливов для судов, следующих в Россию и из нее. «ПортНьюс» поговорил со специалистами в сфере морского права: подобные действия не будут иметь правовых оснований, хотя исключать их тоже нельзя. На наш взгляд, более реальны ограничения на проход судов через Черноморские проливы.
Коротко Ограничение свободы судоходства по Датским (Балтийским) проливам будет противоречить Конвенции по морскому праву ООН и возможно лишь в случае готовности НАТО к вооруженному конфликту с Россией. При этом мелкие «придирки» к судам с российскими грузами нельзя исключать. Более реальны ограничения при прохождении Черноморских проливов, поскольку Турция к ним уже прибегала и демонстрировала решительность в этом вопросе. |
Сложная геополитическая ситуация может привести к событиям, ранее немыслимым. Так, в исследовании Института развития технологий ТЭК говорится об угрозе блокирования Балтийских (Датских) проливов для судов, следующих в Россию и из нее. По мнению авторов исследования, граничащие с Датскими проливами страны (находящиеся в списках недружественных России) могут под предлогом обеспечения безопасности судоходства чинить препятствия для судов с российскими внешнеторговыми грузами.
«Произойдет окончательное прекращение экспорта российских углеводородов и угля по балтийскому морскому маршруту, что будет способствовать дефициту и росту цен на энергоресурсы в мире. В свою очередь, Россия вынуждена будет ускорить перенаправление своего энергетического экспорта на другие маршруты. Однако полностью сделать это за короткие сроки не получится из-за логистических ограничений», — сказано в исследовании.
Как разъяснил «ПортНьюс» управляющий партнер, адвокат АБ СПб «Инмарин» Кирилл Маслов, Балтийские (Датские) проливы - это участки вод, в которых судам гарантируется право транзитного прохода, а юрисдикция прибрежного государства касается только узкого круга вопросов безопасности и правил судоходства, экологии в широком смысле.
Управляющий партнер, адвокат АБ СПб «Инмарин» Кирилл Маслов: «Принимая во внимание текущую внешнеполитическую обстановку, условия, при которых формируется законодательство в ЕС, введение ограничений в Балтийских («Датских») проливах может быть логичным дополнением 5,6,11 санкционных пакетов, которыми вводятся односторонние меры. В отсутствие ограничительных новелл предлогом для ограничения судоходства могут быть только признаки нарушения безопасности судоходства, экологии, а также установленного порядка проведения грузовых и пассажирских операций». |
При этом Конвенцией ООН по морскому праву (UNCLOS) установлен важнейший принцип недискриминационной направленности законов государства, граничащего с проливами (ст. 34,42). Это означает, что никакие новые акты не должны ущемлять или лишать права транзитного прохода каких-либо судов. «То есть ограничения, если они все же будут введены, с точки зрения международного морского права не будут правомерными», - говорит эксперт.
В этой связи, по мнению юриста, нельзя исключать сопровождение торговых судов военными кораблями ВМФ РФ.
Кирилл Маслов: «Дания уже достаточно давно пытается выхолащивать принцип свободы судоходства в проливах и устанавливает внутренним законодательством различные уведомления и процедуры, в том числе для военных кораблей, однако их мирный транзитный проход, в т.ч. в качестве сопровождения нельзя исключать».
На наш взгляд, введение блокады Балтийских проливов возможно лишь при готовности НАТО к прямому вооруженному столкновению с Россией, поскольку будет означать грубое нарушение международного морского права и иметь высокие риски вооруженного столкновения с российским ВМФ. Поэтому подобный сценарий нам пока не кажется высоковероятным, хотя мелкие «придирки» к российским судам исключать тоже нельзя.
На наш взгляд, более реальна угроза возникновения сложностей при прохождении Черноморских проливов, тем более, что подобные казусы уже возникали. Так, в декабре прошлого года в проливах застряли десятки танкеров под предлогом отказа страховых компаний предоставлять письма-подтверждения о страховке для прохождения российских танкеров через проливы. Кроме того, Турция имеет возможность манипулировать размером сборов за пользование инфраструктурой при прохождении проливов, и с октября 2022 года их размер вырос уже в 5,5 раз. Очевидно, что вопрос беспрепятственного прохождения проливов может использоваться в качестве давления при разрешении политических вопросов, например, при обсуждении «зерновой сделки».