• 11 декабря 2023

    Удобрения: строго на Юг

    Инфографика "ПортНьюс"

    Экспорт удобрений через морские порты России в 2023 году демонстрирует впечатляющий рост, однако он распределен неравномерно: ощущается дефицит специализированных терминалов, особенно в Дальневосточном бассейне. При этом ряд заявленных проектов пока – под вопросом.

    Грузооборот минудобрений в морских портах России по итогам 9 месяцев 2023 года вырос год к году на впечатляющую цифру  в 1,6 раза, достигнув 26,5 млн тонн. При этом львиная его доля пришлась на Санкт-Петербург и Усть-Лугу: почти 21 млн тонн. Третье место досталось порту Мурманск (чуть менее 2 млн тонн ), еще 2,6 млн тонн взяли на себя южные порты Новороссийск и Туапсе. Перевалка через порты сопредельных государств Прибалтики снизилась почти до нуля.

    Российские минудобрения являются наиболее конкурентоспособными на мировом рынке по себестоимости производства. При этом основной спрос на них ожидается в странах «глобального Юга». Однако российская транспортная инфраструктура нуждается в запуске новых специализированных терминалов и расшивке «узких мест» на железнодорожной инфраструктуре для полного раскрытия имеющегося экспортного потенциала, в том числе с учетом транзита белорусского калия.

    Если учесть разворот внешней торговли на Восток, то налицо диспропорция между бассейнами. Это объясняется дефицитом специализированных портовых мощностей  они по-прежнему сосредоточены на Северо-Западе, причем новые мощности (в Усть-Луге) забирают «прибалтийские» объемы. Недостаток специализированных мощностей частично компенсируется контейнеризацией и перевалкой на контейнерных и универсальных терминалах в биг-бэгах. Классический пример - отгрузка белорусского калия на петербургском терминале «Порт Бронка».

    Северо-Запад

    Проекты развития специализированных мощностей для перевалки минудобрений на Северо-Западе заявлялись еще задолго до событий 2022 года. Терминал «Ультрамар» в порту Усть-Луга уже активно работает и при выходе на полную мощность сможет перегружать до 12 млн тонн в год – в настоящее время цифры перевалки уже приближаются к этому показателю.

    Другой проект – «НТК Усть-Луга». Пропускная способность перегрузочного комплекса по завершении трех этапов строительства составит 8 млн тонн в год, грузооборот – 7-8 млн тонн в год. Проект планируется запустить уже в 2024 году.

    В Мурманской области, на западном берегу Кольского залива, заявлен проект терминала «Порт Тулома» мощностью 4-6 млн тонн в год, рассчитанный, в том числе, на перевалку белорусских удобрений. Реализация проекта стала реальной благодаря строительству моста через р. Тулома в рамках комплексного развития Мурманского транспортного узла.

    Кроме того, в Мурманской области еще несколько лет назад заявлялся проект создания порта в Лиинахамари мощностью в 4 млн тонн минудобрений в год. Однако о данном проекте ничего не было слышно уже несколько лет.

    Диаграмма подготовлена "ПортНьюс" на основе данных Минтранса РФ

    Юг

    Учитывая, что спрос на российские удобрения будет расти в странах «глобального Юга», то южное направление экспорта выглядит более чем привлекательно для развития специализированных портовых мощностей. В настоящее время удобрения перегружаются в Новороссийске и Туапсе, однако этого явно недостаточно.

    Перспективным проектом в бассейне является терминал минудобрений в порту Тамань (инвестор – «ОТЭКО»). Как рассказал в ходе конференции  «Минеральный удобрения» в Перми коммерческий директор по развитию навалочного и зернового бизнеса компании «ОТЭКО» Александр Гаганов, в рамках проекта в порту Тамань планируется создать терминал мощностью 5 млн тонн удобрений в год, через который будет перегружаться карбамид, сульфат аммония, хлористый калий, аммофос, нитроаммофоска. Закрытый склад будет рассчитан на хранение 300 тыс. тонн продукции. На терминал смогут заходить балкеры дедвейтом до 120 тыс. тонн.

    Отгрузка из Тамани, в сравнении с той же Усть-Лугой, позволит экономить на фрахте: так, расстояние от Усть-Луги до китайского порта Фанчэнган составляет 10909 морских миль, а от Тамани – 7615 морских миль. Существенная экономия также будет присутствовать на других южных направлениях, например, в Африку и Индию.

    Дальний Восток

    На Дальнем Востоке до сих пор нет действующих специализированных терминалов для перевалки минудобрений. В настоящее время реализуется проект Находкинского завода минеральных удобрений (НЗМУ). На первом этапе он подразумевает создание завода по производству метанола (1,8 млн тонн), на втором этапе - карбамида (3 млн тонн в год). Выход на проектную мощность первого этапа запланирован на 2025 год.

    Отметим, что дальневосточное направление является, пожалуй, наиболее проблемным из-за острого дефицита провозной способности железнодорожных подходов. Поэтому строить здесь специализированные портовые мощности имеет смысл разве что для грузоотправителей, расположенных поблизости, как в случае с НЗМУ.

    Перспективы на мировом рынке

    Аналитики сходятся в том, что торговля минеральными удобрениями перспективна на долгосрочном горизонте в связи с продолжающимся ростом мирового населения и сокращением пахотных площадей, особенно в странах «глобального Юга». Так, ежегодный прирост населения в мире оценивается в 80 млн человек, каждого из которых необходимо накормить в условиях снижения пахотных площадей. Это возможно лишь при широком применении минудобрений. Причем основная доля этого прироста обеспечивается именно Азией, Южной Америкой и Африкой.

    Соответственно, по данным, представленным в ходе Конференции начальником управления аналитики по рынку ценных бумаг Борисом Красноженовым, на рынке азотных и фосфорных удобрений наблюдается рост спроса, при этом главными точками роста являются Бразилия и Индия. Что важно  Россия сохраняет лидирующие позиции по уровню себестоимости на мировом рынке, а значит отечественные удобрения будут востребованы.

Author

Vitaliy Chernov

news@portnews.ru

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен