Паромы для Калининграда: пассажиры останутся за бортом?
При проектировании новых судов для Калининградской области за основу планируется взять проект CNF19M, по которому уже построены «Маршал Рокоссовский» и «Генерал Черняховский». Однако данные паромы не предполагают перевозку пассажиров. В то же время спрос на паромное сообщение с российским эксклавом со стороны простых граждан с личными автомобилями растет — по мере ужесточения визовой политики в прибалтийских странах и Польше.
В начале февраля губернатор Калининградской области Антон Алиханов сообщил, что принято окончательное решение о финансировании строительства для региона двух паромов. За основу при разработке новых паромов для Калининградской области будет взят проект, по которому уже построены судна «Маршал Рокоссовский» и «Генерал Черняховский».
Как пояснили ИАА «ПортНьюс» во ФГУП «Росморпорт», сейчас ведется доработка проекта CNF19M с целью максимального насыщения новых паромов отечественным оборудованием. Стоит напомнить, что данные суда были построены на верфи в Турции. В проект изначально было заложено большое количество иностранного оборудования и материалов. Теперь это все нужно будет импортозаместить. Поскольку проект будет серьезно дорабатываться, кажется вполне логичным именно сейчас заложить в него изменения для увеличения числа пассажирских мест.
На данный момент железнодорожные паромы «Маршал Рокоссовский» и «Генерал Черняховский» способны вместить лишь по 12 пассажиров каждый. Аналогичное количество может разместиться и на двух других паромах, курсирующих между Калининградской областью и Санкт-Петербургом — «Балтийск» и «Амбал». Зачастую пассажирами становятся водители накатной техники, перевозимой паромами, а также экспедиторы, сопровождающие груз. В редких случаях, по остаточному принципу, место на пароме может достаться физическому лицу.
В правительстве Калининградской области в ответ на запрос ИАА «ПортНьюс» сообщили, что возможность перевозки пассажиров и легковых автотранспортных средств на новых паромах будет обеспечена, не уточнив, правда, в каком объеме. По данным местных властей, «массовых запросов на такую услугу пока не поступает».
При этом опрошенные ИАА «ПортНьюс» компании, занимающиеся непосредственно организацией грузоперевозок водным путем, отмечают, что спрос на транспортировку личных автомобилей в Калининградскую область (и из нее) остается довольно высоким. В среднем за неделю в Калининград переправляют несколько десятков легковых автомобилей. А летом в сезон отпусков количество желающих перевезти личное транспортное средство возрастает в разы. Учитывая, что пассажирских мест на паромах крайне мало, физические лица вынуждены автомобиль переправлять паромом, а сами добираться до пункта назначения другими способами.
На протяжении последних лет основным пассажирским транспортом, соединяющим Калининградскую область с центральной Россией, остается воздушное сообщение. Это, в частности, нашло свое отражение в статистике пассажиропотока калининградского аэропорта Храброво: по итогам 2023 года он составил 4,3 млн человек при проектной мощности в 5 млн. Основной рост произошел именно за счет туристов, количество которых по итогам прошлого года оценивается в 2 млн человек. При этом ни регион, ни федеральные власти почему-то не рассматривают возможность перенаправить часть данного пассажиропотока на водный транспорт. Вместо этого анонсированы планы по расширению аэропорта и поэтапному увеличению его мощности в два раза.
«В настоящее время развитие пассажирского сообщения водным транспортом не предполагается в связи с прогнозируемой высокой стоимостью данных услуг и отсутствием массового спроса», — прокомментировали ИАА «ПортНьюс» в правительстве региона.
Согласно тарифам, утвержденным «Росморпортом» и «Оборонлогистикой», сейчас стоимость одного пассажирского места на паромах составляет 9 204 – 10 249 рублей, включая питание. Цены на авиабилеты из Санкт-Петербурга до Калининграда в низкий сезон начинаются от 3-4 тысяч рублей в одну сторону.
Если брать во внимание тот факт, что пассажирские перевозки водным транспортом по всей России показывают рост, можно предположить, что путешествия на пароме в Калининградскую область и из нее будут иметь популярность среди определенной части населения. Кроме того, регион вполне может пойти по пути Дальнего Востока, где паромы традиционно перевозят как грузы, так и пассажиров. Например, паром проекта CNF11CPD («Александр Деев») имеет вместимость до 200 пассажиров, а грузопассажирские суда PV22 «Павел Леонов» и «Адмирал Невельской» — до 146 человек. При этом названные паромы могут перевозить и контейнеры, в том числе рефрижераторные, и накатную технику, и железнодорожные составы российского стандарта с шириной колеи 1520 мм.
Еще один нюанс касается инфраструктуры. В Калининградской области продолжается строительство морского терминала «Пионерский», который изначально задумывался как пассажирский. В Санкт-Петербурге есть морские терминалы, переставшие принимать пассажирские суда еще с 2020 года: сначала — из-за пандемии, потом — из-за санкций и отмены заходов иностранных круизных лайнеров в Россию. Налаживание пассажироперевозок водным транспортом между Санкт-Петербургом и Калининградом дало бы данным терминалам работу и способствовало бы их возрождению.
Кроме того, в низкий сезон на данных паромах могли бы проходить учебную практику курсанты. Не так давно президент России Владимир Путин поручил Минтрансу, Минпромторгу и ОСК рассмотреть вопрос о перспективах развития учебного флота для нужд российских образовательных организаций. И ведь именно в Калининградской области и Санкт-Петербурге есть специализированные учебные заведения.
По словам губернатора Калининградской области Антона Алиханова, новые паромы будут построены на ССК «Звезда» в Приморском крае. Как пояснил ИАА «ПортНьюс» источник в судостроительной отрасли, суда будут строить на Дальнем Востоке, поскольку их длина, согласно первоначальному проекту, составляет почти 200 м (ИАА «ПортНьюс» на момент публикации статьи не удалось выяснить причину необходимости строительства паромов именно данной длины). В самой Калининградской области есть несколько судостроительных предприятий, но построить суда такой длины они не могут. К примеру, Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» (входит в ОСК) строит суда с максимальной длиной около 150 м. При этом строительство флота на Дальнем Востоке нередко обходится в разы дороже, чем в других регионах России. По предварительным оценкам, стоимость двух паромов может составить порядка 30 млрд рублей. Что касается сроков, то суда ориентировочно будут поставлены в 2028 году.
Перевозки водным транспортом между Калининградской областью и остальной Россией получили развитие после введения санкций со стороны европейских стран. В тот момент, выстраивая работу морских линий, первоочередной была задача наладить доставку приоритетных грузов. Сейчас, спустя полтора года, на данном направлении работает уже 24 судна. Еще одно встанет на линию в ближайшие месяцы. Отдельные частные компании планируют еще дополнительно закупить флот и также осуществлять перевозки. И если грузы для бизнеса есть, кому доставлять морем, почему бы не подумать о пассажирах и не направить федеральные средства на такие суда, которые смогут удовлетворить запросы населения? |
В статье использованы фотографии с сайтов ФГУП «Росморпорт» и ООО «Оборонлогистика»