По реке с ветерком
Пассажирские перевозки по рекам России выходят на новый виток развития. В 2024 году стартовала работа по формированию единого государственного подхода к управлению маршрутной сети в Нижегородской области, Татарстане и Чувашской Республике в рамках программы скоростного пассажирского судоходства «Речные магистрали».
История скорости
Скорость речного водного транспорта за 150 лет возросла почти в 10 раз: с 1-3 км/час (в зависимости от скорости течения) в начале XIX века до 60-100 км/час к настоящему времени. Прорыв в скоростном движении по рекам страны произошел во времена Советского Союза после создания и начала эксплуатации судов на подводных крыльях (СПК) «Ракета» и «Метеор», которые разработал конструктор Ростислав Евгеньевич Алексеев.
Так, на «Ракете» время в пути от Горького до Казани протяженностью 420 км составило примерно 7 часов. Ранее, до 1957 года, на тот же маршрут уходило до 30 часов. Уже в 1961 году был выпущен улучшенный аналог «Ракеты» — «Метеор». И почти сразу его морской вариант — «Комета». Скорость этих судов была сравнима с «Ракетой», но пассажировместимость почти в два раза больше — 120 человек против 65.
Чуть позже Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях имени Р. Е. Алексеева разработало СПК «Буревестник», который являлся флагманом речного скоростного флота. Судно имело силовую установку на основе двух газотурбинных двигателей, позаимствованных из гражданской авиации (с самолета Ил-18). Такое судно эксплуатировалось c 1964 года до конца 70-х годов на Волге на маршруте Куйбышев — Ульяновск — Казань — Горький.
Были и другие проекты. В частности, СПК «Чайка», которое было построено в единичном экземпляре. «Чайка» вмещала 30 человек и могла развивать скорость до 100 км/час. Основные маршруты, на которых работало судно — река Волга между крупными городами, сибирские реки и озеро Байкал.
Крылатый флот
Сегодня для России скоростные пассажирские перевозки являются все так же актуальными. В стране много больших судоходных рек — Волга, Дон, Кама, Енисей, Обь, Иртыш и другие, на берегах которых расположены крупные города. На морских и внутренних водных путях России (ВВП) работают современные суда на подводных крыльях. Их основу составляют проекты, разработанные и построенные специалистами АО «ЦКБ по СПК имени Алексеева» (Нижегородская область). Это морские СПК «Комета 120М» (работает в Крыму) и перспективный «Циклон 250М». На море из-за волнений скорость судов ограничена 65-70 км/час.
Для освоения речных маршрутов созданы и работают СПК «Валдай 45Р» и «Метеор120Р». Кроме того, АО «Зеленодольский завод имени А. М. Горького» в 2021 году возобновил строительство «Метеоров». Модернизированный проект СПК «Метеор-2020» вместимостью 122 человека может развивать скорость на тихой воде более 75 км/час. Данные суда перевозят пассажиров между городами Казань, Ульяновск, Нижний Новгород, Чебоксары, Набережные Челны и Сарапул. Планируется продлить эти маршруты до Перми и Уфы. Аналогичные маршруты реализуются из Нижнего Новгорода и Чебоксар судами «Валдай 45Р». В навигацию 2024 года на реке Дон также будут работать суда «Валдай 45Р».
Хорошо развита скоростная сеть водного сообщения в Сибири и на Дальнем Востоке, где в общей сложности насчитывается 53 маршрута, на которых работает 89 судов, перевозящие порядка 393 тыс. человек в год.
Речные магистрали
Для продолжения развития скоростных пассажирских перевозок участникам скоростного судоходства предстоит решить много задач. В частности, необходимо:
• объединить разрозненные маршруты, выполняемые разными компаниями без согласования графиков и расписания друг с другом, в единую маршрутную сеть;
• сформировать единый подход к субсидированию расходов судоходных компаний, выполняющих скоростные пассажирские перевозки;
• определить конкурентную цену билетов на скоростных линиях, чтобы такие поездки стоили не дороже, чем на автомобильном и железнодорожном транспорте на схожих маршрутах;
• проработать мультимодальные пассажирские перевозки с участием скоростных речных магистралей.
Эти и другие задачи организационно-экономического, технического и технологического плана будут решены в рамках федерального проекта «Речные магистрали», который на первом этапе свяжет маршрутами общей протяженностью 675 км три региона — Нижегородскую область, Татарстан и Чувашскую Республику. Поэтапная реализация проекта в России началась с 2024 года.
Для выработки единой политики управления проектом создана специальная комиссия при Минтрансе, в состав которой входят представители самого министерства, а также Росморречфлота, Волжского государственного университета водного транспорта (ВГУВТ), Нижегородской области, Татарстана и Чувашской Республики, перевозчиков и верфей. Комиссию возглавил министр транспорта России Виталий Савельев.
Бизнес-план проекта, включающий строительство скоростных судов, создание необходимой инфраструктуры (в том числе, причалов) и системы продажи электронных билетов, находится в разработке. Предполагается использовать меры государственной поддержки: налоговые льготы для бизнеса, субсидии на операционные и капитальные расходы, в том числе лизинг.
В выигрыше от реализации проекта будут жители всех трех регионов и экономика страны в целом. Прежде всего, повысится транспортная доступность для населения: при развитии мультимодальных пассажирских перевозок можно будет без пробок, быстро и с комфортом перемещаться между регионами, пересаживаясь с автомобильного или железнодорожного транспорта на речной маршрут. Одновременно удастся разгрузить автомобильные и железные дороги в часы пик, выходные и праздничные дни. Также это будет способствовать созданию туристических направлений, так как станут доступны новые локации на берегах Волги, куда не проложены скоростные автодороги и нет железнодорожных путей.
Будут создаваться новые рабочие места. Помимо этого, в связи с необходимостью постройки новых СПК увеличится загрузка верфей и смежных отраслей промышленности (металлургия, электроника и др.). Так, в настоящее время на скоростных маршрутах трех регионов работает 11 СПК трех судоходных компаний (ООО «Водолет», АО «Чебоксарский речной порт», АО «Флот РТ»). Только на первом этапе реализации проекта для выполнения регулярных межрегиональных скоростных пассажирских перевозок требуется еще 20 новых СПК. Два судна уже строятся, их поставка ожидается. Будет заказано строительство еще 18 СПК, в числе которых — по четыре «Метеор 120Р» и «Метеор 2020» и 10 «Валдай 45Р».
Автор: Кандидат экономических наук, доцент кафедры логистики и маркетинга ФГБОУ ВО «ВГУВТ» Дмитрий Коршунов, специально для ИАА «ПортНьюс»