• Home
  • Relevant Topics
  • «Флот РТ»: от социальных перевозок до круизов
  • 19 марта 2024

    «Флот РТ»: от социальных перевозок до круизов

    Российские регионы развивают перевозки по внутренним водным путям страны. Наиболее активно в эту работу включилась компания «Флот Республики Татарстан», созданная весной 2023 года. О планах компании на предстоящий сезон, состоянии пассажирского флота и причальной инфраструктуры, перспективах перевозок водным транспортом между регионами ИАА «ПортНьюс» рассказал директор АО «Флот РТ» Роман Лизалин.

    — Роман Евгеньевич, компания «Флот РТ» довольно молодая, этой весной исполнится год с момента ее создания. Какие основные задачи сейчас стоят перед вами?

    — Мы являемся 100% «дочкой» Республики Татарстан и в первую очередь были созданы как компания социальная. Поэтому наша основная задача — обеспечение социальных перевозок речным транспортом по территории региона, внутри республики.

    В то же время перед нами стоят и другие задачи. Есть программа «Великого Волжского пути», реализация которой осуществляется в несколько этапов. Мы вместе с еще двумя компаниями — «Водолет» и АО «Чебоксарский речной порт» — участники первого этапа и будем обеспечивать пассажирские перевозки скоростными судами от Нижнего Новгорода до Ульяновска. Тут стоит сказать, что в прошлом году мы уже попробовали себя на этом направлении. Были выполнены рейсы в Чебоксары и Ульяновск. В текущем году мы также планируем осуществлять регулярное сообщение между регионами.

    Помимо транспортных перевозок, у нас стоит задача по развитию туристической, коммерческой деятельности. Ее мы делим на два направления: туризм внутри нашей республики и внешний туризм, круизы. Вот, собственно, всеми этими задачами мы и будем заниматься в ближайшее время.

    — Сколько судов сейчас на балансе компании? Сколько единиц флота для вас строится и сколько планируется еще заложить?

    — В общей сложности у нас сейчас 31 судно, из которых три — новые, закупленные в 2023 году. Это два «Метеора 2020», построенные на Зеленодольском заводе имени А. М. Горького, и одно водоизмещающее судно с ледовым классом «Капитан Гусев». В феврале этого года были дополнительно заложены два новых «Метеора 2020», в планах — закладка еще двух единиц. То есть наш флот пополнят еще четыре судна.

    Остальной флот нам достался от предыдущего владельца — компании «Татфлот». Изначально планировалось, что передача состоится в октябре 2023 года, но из-за юридических аспектов это все затянулось, и по факту суда мы получили только в этом году, пару недель назад. Это сильно скорректировало наши планы на предстоящую навигацию. Сейчас мы в срочном порядке приводим флот в порядок, осуществляем судоремонт. Но нужно учитывать, что некоторые суда находятся в неудовлетворительном состоянии, какие-то были поставлены на прикол, какие-то стоят без двигателей. Поэтому в навигацию 2024 года мы планируем поставить 18 единиц. У «Татфлота», если не ошибаюсь, раньше в навигацию работало девять. То есть мы в два раза увеличиваем парк судов.

    На балансе компании«Флот РТ» находится 31 судно

    Кроме того, нам переданы 19 плавучих объектов, в том числе дебаркадеры, которые необходимы для осуществления перевозок и являются частью инфраструктуры. Также мы приняли на свой баланс под доверительное управление три причала — это Казань, Свияжск и Болгары. И планируем еще несколько причалов взять, в том числе в городах Чистополь и Тетюши. Причальную инфраструктуру также нужно приводить в порядок, делать ремонт.

    — Вы сказали, что есть планы по развитию круизного направления. Каким вы себе его представляете?

    — У нас сейчас есть одно круизное судно — «Павел Миронов». Это двухпалубный пассажирский речной теплоход проекта 305. Оно несколько лет стояло, никуда не ходило. Сейчас мы активно начали приводить его в порядок, делаем ремонт. И, наверное, где-то в середине навигации, в июле, мы попробуем на нем выйти в непродолжительный рейс.

    В целом, если говорить с прицелом на будущее, нам бы хотелось иметь в своем распоряжении не одно, а хотя бы два-три круизных судна, чтобы не быть ограниченными в расписании и маршрутах. При этом суда должны быть разной категории, разных проектов, чтобы удовлетворить запросы населения. Но эти вопросы, конечно, будут решаться не сейчас, а со временем.

    — Если продолжить тему круизных перевозок, вам наиболее перспективной кажется покупка пассажирских судов или строительство?

    — Строительство круизного судна — затратный с точки зрения финансов проект. Без поддержки государства его довольно сложно реализовать. Плюс — длительный срок окупаемости. Не каждый бизнес готов на такие вложения. Конечно, строительство — это более привлекательная история. Сейчас появляются новые суда, отвечающие современным требованиям, запросам пассажиров. И с таким флотом легче выходить на рынок. Однако надо смотреть на финансовую составляющую. Если мы сможем себе позволить строительство, будет какой-то оптимальный проект, то — почему нет.

    — Есть ли в планах приобретение экологичных судов для компании? Электросудов или тех, что смогут работать на СПГ?

    — С экологичными судами все упирается в первую очередь в инфраструктуру. Я участвовал в проекте первого в России пассажирского судна, работающего на СПГ, — «Чайка». Оно построено на Зеленодольском заводе имени А. М. Горького. И при реализации проекта мы столкнулись как раз с отсутствием необходимой инфраструктуры в стране.

    Наиболее оптимальным вариантом сегодня мне кажутся либо электросуда, так как для них проще построить зарядные станции, либо суда с гибридной установкой, позволяющей работать на разных видах топлива. Например, на СПГ и дизеле. Но строительство таких судов и инфраструктуры для них опять-таки упирается в финансирование и государственную поддержку.

    — В прошлом году было выполнено несколько перевозок на скоростных судах из Казани в соседние регионы. Какие выводы по итогам этих тестовых рейсов вы сделали?

    — В 2023 году мы выполнили в общей сложности девять таких рейсов, на каких-то загрузка была маленькая, возили буквально по 5–10 человек, но перспективы к нарастанию пассажиропотока имеются. Мы видим потенциал. Дело здесь, скорее, в том, что не все еще знают, что можно добраться до соседнего региона по реке, многие отвыкли от речных перевозок в принципе, поскольку они столько лет не осуществлялись. И наша задача — населению о появившейся возможности рассказать.

    Вот смотрите, расстояние между Казанью и Ульяновском в 217 км мы проходим за 3 часа 40 минут. Это довольно быстро. По железной дороге на это уходит 5 часов, по автомобильной с учетом пробок — те же 4–5 часов. Плюс — новые «Метеоры», несомненно, очень комфортные, удобные кресла, имеется буфет. Во время поездки есть возможность полюбоваться видами с воды.

    Мы рассчитываем, что в эту навигацию речными перевозками между субъектами воспользуется гораздо больше людей, и уже опираясь на показатели 2024 года, мы сможем понять, как нам лучше работать. Возможно, необходимо организовать реверсивное движение между регионами, тогда нужно задействовать большее количество судов. Сейчас «Метеор» идет из Казани до того же Ульяновска 3,4 часа, стоит там 3–4 часа и возвращается назад до наступления темноты, поскольку скоростные суда не могут эксплуатироваться в ночное время.

    Кроме того, сейчас прорабатывается вопрос о субсидировании этих перевозок, чтобы сделать стоимость билетов доступной для пассажиров.

    — В самом начале нашего интервью вы обозначили, что «Флот РТ» в первую очередь будет отвечать за социальные перевозки внутри Татарстана. Каких-то изменений пассажирам стоит ждать?

    — Данные перевозки, как и прежде, останутся субсидированными, мы как раз сейчас выходим на подписание договора с правительством региона. При этом для удобства населения планируется количество рейсов и количество населенных пунктов для судозаходов увеличить.

    Для удобства пассажиров мы планируем перейти на онлайн-продажу билетов, сейчас у нас запланированы рабочие совещания с нашими партнерами, помогающими реализовать данный проект. Это одна из приоритетных задач.

    В работе находится вопрос по восстановлению перевозок по реке Казанке. Это, скорее, такая туристическая история, но не менее важная. Для понимания: Казанка в Татарстане — как Нева в Санкт-Петербурге или Москва-река в Москве. С нее открываются невероятно красивые виды на наш город. Вообще нам есть, что показать туристам, в том числе с воды.

    К 2025–2027 годам пассажиропоток на водном транспорте в Республике Татарстан 

    должен вырасти до 500 тыс. человек


    — Роман Евгеньевич, вы сказали, что планы компании на эту навигацию сейчас корректируются. Ну, вот если с поправкой на текущую ситуацию, сколько пассажиров хотите перевезти?

    — В 2023 году предыдущая компания перевезла порядка 300 тыс. человек, задействовав девять единиц флота. Мы, как я уже сказал, выводим в два раза больше судов — 18. Не все наши теплоходы начнут работу с самого начала навигации, какие-то будут выведены в середине сезона, после завершения ремонта.

    В целом у нас стоит задача к 2025–2027 годам нарастить пассажиропоток на водном транспорте до 500 тыс. человек. Данная планка нам кажется вполне реальной. В прошлом году мы начали осуществлять перевозки под самый занавес навигации, и работало у нас всего несколько единиц флота. И мы смогли перевезти более 10 тыс. человек. Это довольно хороший результат. Так что в эту навигацию, безусловно, рассчитываем на рост пассажиропотока.

Author

Kristina Tkacheva

editor@portnews.ru

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен