Зерновозам ищут верфь
АО «Росагролизинг» планирует в 2024 году начать строительство отечественных зерновозов. Однако открытым остается вопрос, на каких верфях? Пока предприятия в России заняты военными и гражданскими заказами в рамках различных государственных программ, первые российские балкеры могут быть построены на иностранных верфях.
Собственного крупнотоннажного балкерного флота в России практически нет. В условиях санкционного давления возникли сложности с фрахтом и страхованием судов. Это, в свою очередь, стало одним из сдерживающих факторов для развития российского экспорта. Создание собственного грузового флота для перевозки сельхозпродукции было обозначено как одна из стратегических задач.
В разработке проектной документации по строительству крупнотоннажных судов типоразмеров Handysize (40 тыс. тонн) и Supramax (60 тыс. тонн), предназначенных для осуществления международных перевозок зерновых и навалочных грузов агропромышленного комплекса, были задействованы АО «Росагролизинг», Минсельхоз России, АО «Объединенная судостроительная компания» и ФГУП «Крыловский государственный научный центр».
Как сообщили ИАА «ПортНьюс» в Минсельхозе России в ответ на запрос, в среднесрочной перспективе может быть реализована задача по строительству новых зерновозов, потребность в которых оценивается в 61 судно, в том числе 27 единиц — типоразмера Handysize, 34 единицы — Supramax.
При этом в ходе Всероссийского зернового форума министр сельского хозяйства РФ Дмитрий Патрушев уточнял, что первый по новому российскому проекту балкер для перевозки зерна планируется сдать в конце 2025 — начале 2026 года.
Технический проект крупнотоннажных балкеров разработал Крыловский государственный научный центр (КГНЦ), заказчиком выступило АО «Росагролизинг». Следующий ответственный этап — определение, где именно будет вестись строительство.
«Сейчас идет работа по поиску верфи. Запросы отправлены на все отечественные предприятия, которые могут построить подобного рода суда. Надеемся, что в этом году мы выйдем на первые контракты. Пока вопрос на стороне заводов», — рассказал ИАА «ПортНьюс» директор по работе с инвестиционными проектами АО «Росагролизинг» Андрей Монахов.
При этом он не стал конкретизировать детали возможных контрактов, уточнив, что «это точно будет серия, однако пока говорить о количестве судов преждевременно».
Не впадая в крайности
На самом деле вариантов, где можно построить такие суда, немного: либо на иностранных верфях дружественных стран, либо в России. Но тут возникает вопрос: какой отечественный судостроительный завод имеет соответствующие технологические возможности для строительства серии крупнотоннажного флота? Такие верфи в стране есть (например, СК «Звезда», Адмиралтейские верфи, Северная верфь и др.), но они уже загружены военными и гражданскими заказами на годы вперед. В связи с этим рассматривается возможность строительства по принципу распределенной верфи.
ㅤ
Потребность в новых судах-зерновозах оценивается в 61 единицу
ㅤ
«Мы говорим о создании некой распределенной верфи здесь, в Санкт-Петербурге, при которой финишная сборка будет осуществляться как на Адмиралтейских верфях, так и на Кронштадтском заводе. Я бы с удовольствием говорил о создании новой верфи, но, не понимая программы ее создания, мы ставку на это делать не можем», — считает генеральный директор КГНЦ Олег Савченко.
В марте текущего года, беседуя с ИАА «ПортНьюс», он обратил внимание на важное обстоятельство: для запуска строительства крупнотоннажных балкеров-зерновозов в России нужно заблаговременно наладить необходимую технологическую основу. В стране не хватает специализированной площадки для строительства гражданского флота, такой площадки, где не было бы гособоронных заказов. По мнению главы КГНЦ, экономические подходы, применяемые к строительству на одной верфи военных кораблей и гражданских судов, приводят к значительному удорожанию гражданской продукции.
«Нам необходимо создать специализированную верфь для гражданской продукции судостроения, очищенную от всех нагрузок, связанных с производством военной продукции. К сожалению, существующая в ОСК история, когда строим и корабли, и суда, не всегда имеет положительный результат», — отметил Олег Савченко.
Кроме того, для обеспечения технологической готовности верфи к строительству серии зерновозов потребуется время. А флот нужен уже сейчас, и на его постройку также потребуется время. В этой связи генеральный директор КГНЦ не исключает возможность заказа первой партии судов на иностранных верфях, пока в России налаживается технологическая база.
«Главное в этом вопросе — не впадать в крайности. Первая — все отдавать на сторону и строить за границей. Вторая — встать в позу и сказать: пока вы не построите верфь, промышленность не будет готова производить необходимое комплектующее оборудование — строить ничего не будем. И первая, и вторая позиции ведут к гибели всего. Я вижу, что Минсельхоз, ОСК пытаются нащупать выход и баланс между двумя крайностями. На мой взгляд, это правильно. Поэтому не исключается возможность того, что первая партия зерновозов может быть заказана у иностранцев, пока мы здесь вытягиваем технологическую основу. Но в дальнейшем строительство балкеров вернется в Россию на подготовленные мощности», — поделился возможным вариантом развития событий Олег Савченко.
В любом случае это решение будет приниматься на уровне руководства страны и, видимо, уже в 2024 году. Ведь потребность во флоте для перевозки сельхозпродукции продолжает возрастать. По информации Минсельхоза, в 2024 году Россия планирует поставить за рубеж до 70 млн тонн зерна. Для сравнения: в 2023 году экспорт данной агропродукции превысил 66 млн тонн (на сумму почти $16,5 млрд). |