Судоходство до канала
Трафик через два главных мировых судоходных канала — Суэцкий и Панамский — падает, но по разным причинам. Стоимость маршрута в обход Африки ниже, чем через Суэцкий канал, а пройти по Панамскому без предварительной записи стало вовсе невозможно. При этом растут новые бункеровочные хабы.
Мир становится все более опасным местом для торговых судов. Так, специализирующееся в сфере морской безопасности агентство Ambrey насчитало несколько опасных для судоходства регионов: Красное море, Черное море, Тайвань (угроза военных действий), Гаити (преступность), Сомали... Среди них ожидаемо выделяется Красное море, где суда подвергаются нападениям со стороны йеменских повстанцев-хуситов. В регионе также наблюдается активизация сомалийских пиратов.
Хуситы нацелены на суда, связанные с Израилем, Великобританией и США. По словам главного аналитика Ambrey Томаса Алексы, особенность хуситской угрозы состоит в том, что они применяют дистанционные виды вооружений (такие, как ракеты, беспилотники), которые ранее были доступны лишь государствам. При этом отключение автоматической идентификационной системы (АИС) на судах не помогает избегать ударов. Кроме того, по словам аналитика, хуситы могут пользоваться устаревшими базами данных о принадлежности судов, так что, даже если то или иное судно более не связано с Израилем или западными странами, оно все же может подвергнуться атаке.
Главный аналитик Ambrey Томас Алекса: «Проблема в том, что неправительственные вооруженные группировки — преступные и террористические сообщества — получают доступ к оружию, которого у них раньше не было, в связи с чем судоходство столкнулось с множеством непредвиденных рисков. Эти риски могут быть нивелированы лишь сотрудничеством между частными компаниями и государствами, созданием системы взаимного информирования, развитием новых технологий и актуализацией протоколов безопасности». |
Параллельно с хуситами в регионе наблюдается и активизация сомалийского пиратства. По мнению эксперта, это связано прежде всего с тем, что судовладельцы за прошедшие несколько лет расслабились и перестали нанимать частную вооруженную охрану для сопровождения своих судов, чем и воспользовались преступные группировки. При этом тактика сомалийцев несколько изменилась: если ранее атакующие группы состояли из пяти — семи человек, то сейчас это могут быть уже двадцать нападающих. Томас Алекса рекомендует судовладельцам размещать минимум трех хорошо вооруженных сотрудников на борту для противодействия этой угрозе.
Хорошая новость состоит в том, что, по данным Ambrey, признаков сотрудничества и взаимодействия между сомалийскими пиратами и хуситами пока не обнаруживается.
Выключение каналов
Ситуация в Красном море привела к серьезному падению трафика на Суэцком канале. Так, по данным директора по развитию бизнеса шипингового агентства Leth Джейкоба Гульдейжера, если в 2023 году через канал в среднем проходило по 70 судов в сутки, то сейчас — менее 40. Так, в сравнении с августом 2023 года, трафик контейнеровозов по Суэцкому каналу упал на 73%, балкеров — на 32%, танкеров — на 43%, автомобилевозов — на 79%, СПГ-танкеров — на 100%. Прибыль администрации Суэцкого канала от взимания транзитного сбора с контейнеровозов в среднем составляла $600 млн в месяц, сейчас она упала до $200 млн в месяц, то есть сократилась в три раза.
Если, к примеру, судно идет из американского Хьюстона в порт Фуджейра (ОАЭ), то при маршруте через Суэцкий канал длительность рейса составит 34 дня, а общая стоимость (без скидки) $1 млн 281 тыс. Эта сумма складывается в том числе из канальных сборов в размере $408,79 тыс., стоимости дополнительных услуг (лоцманская проводка, маячные сборы и т. п.) в размере $35,5 тыс. и издержек, связанных с прохождением опасных зон в объеме $120 тыс. Альтернативный маршрут через мыс Доброй Надежды займет на 8 суток дольше, но обойдется в $890,83 тыс., то есть более чем на $340 тыс. дешевле. Чтобы компенсировать (частично) эту разницу, администрация канала вынуждена предоставлять скидки.
Обход Суэцкого канала через мыс Доброй Надежды диктует и необходимость поиска новых портов для бункеровок. Ими стали Маврикий, Канары и Гибралтар-Альхесирас.
Маврикий предоставляет возможность бункероваться как на береговом терминале, так и с судна-бункеровщика на якорной стоянке. Администрация предоставляет скидки для судов, пользующихся услугами бункеровщиков. Статистика показывает, что с 23 декабря 2023 года наблюдается заметный рост бункеровок в Порт Луи — эта тенденция, судя по всему, продолжится.
На Гибралтаре и в Альхесирасе услуги по бункеровке предоставляют четыре поставщика; судам, заказывающим бункер, предоставляется скидка 75% на портовые сборы. При этом из-за проблем в Красном море возможны задержки в предоставлении услуг до шести часов.
На Канарах бункероваться можно как в Тенерифе, так и в Лас Пальмасе. В Лас Пальмасе возможностей для бункеровок, впрочем, больше, чем в Тенерифе.
Другой важнейший судоходный канал — Панамский — также страдает от падения трафика. Причины этого, впрочем, иные, чем в случае с египетским «собратом», а именно недостаток дождей в прошлом году.
Так, пропуск судов через Панамский канал сократился с 33 до 22 в сутки с начала 2024 года. Вследствие этого теперь стало невозможно «проскочить» на канал без предварительной заявки, хотя ранее можно было просто дождаться свободного слота.
В этом году сезон дождей, по прогнозу, стартует раньше обычного. Пропускная способность с 18 марта была увеличена с 24 до 27 судов в сутки, однако это касается лишь шлюзов для пропуска судов типоразмера Panamax. Пропускная способность шлюзов для судов типоразмера Neo-Panamax будет увеличена лишь при достаточном подъеме уровня воды в водохранилищах.
В целом, все происходящее с международным судоходством показывает, что судовладельцам, грузоотправителям, портовым администрациям, логистам и всем другим участникам транспортного процесса следует быть готовыми к любым поворотам и быстро реагировать на меняющуюся обстановку.