На Дон возвращаются суда
Азово-Донской бассейн внутренних водных путей самым первым открыл навигацию 2024 года по рекам России — 1 апреля. О прогнозируемом объеме перевозок в границах бассейна и об условиях судоходства на Дону — в нашем материале.
Грузопоток
Перевозка грузов через Азово-Донской бассейн внутренних водных путей в навигацию текущего года ожидается на уровне 6,5 млн тонн. Это немного выше показателя прошлого года, но все еще ниже объемов, фиксируемых до 2022 года. Так, по итогам 2023 года в бассейне было перевезено 6 млн тонн. Для сравнения: в 2022 году грузопоток составил 5,9 млн тонн, в 2021 году — 8,8 млн тонн, в 2020 году — 10,2 млн тонн.
Одной из особенностей Азово-Донского бассейна является то, что грузовые потоки для него формируются преимущественно в других бассейнах. В условиях развития новых направлений экспорта какие-то грузы просто не доходят до Дона. Так, часть судов теперь направляются по Волге на Каспий. Актуальной для бассейна остается и проблема переориентации грузов с водного транспорта на железнодорожный и автомобильный.
Усть-Донецкий порт, расположенный в границах бассейна на реке Северский Донец, который год подряд продолжает показывать снижение. По итогам 2023 года грузооборот порта составил 227 тыс. тонн. В 2022 году этот показатель был 455 тыс. тонн грузов, а в 2021 году — 896 тыс. тонн.
При этом показали рост погрузочно-разгрузочные портопункты Дона: их грузооборот составил 1,4 млн тонн, что на 353 тыс. тонн больше, чем в 2022 году. Данный показатель вырос за счет увеличения перевозок серы (185 тыс. тонн), щебня (128 тыс. тонн) и зерна (77 тыс. тонн).
Если говорить о структуре грузопотоков в целом, то в 2023 году на долю сухих грузов пришлось 63% (3,8 млн тонн), а на нефтепродукты — 37% (2,2 млн тонн). Основными грузами стали пшеница (2,2 млн тонн), мазут (887 тыс. тонн) и судовое топливо (585 тыс. тонн).
Пассажироперевозки
В 2023 году в границах Азово-Донского бассейна было перевезено 25,8 тыс. человек, что составляет 67,4% к показателю 2022 года (38,4 тыс. пассажиров). При этом по экскурсионно-прогулочным маршрутам было перевезено 14,2 тыс. пассажиров, а по туристическим — 11,6 тыс. Уменьшение пассажиропотока в основном связано с сокращением экскурсионно-прогулочных перевозок практически вдвое.
В навигацию текущего года в бассейне планируют работать 7 пассажирских судоходных компаний, которые совокупно выполнят порядка 50 круизных рейсов.
Кроме того, в навигацию 2024 года начала свою работу судоходная компания «Дон», которая будет заниматься перевозкой пассажиров на скоростных судах типа «Валдай». На данный момент действует один маршрут, связывающий Ростов-на-Дону с Азовом. Однако в планах компании приобретение дополнительных судов и запуск новых маршрутов.
Условия навигации
Транзитная навигация 2024 года на реке Дон была открыта 1 апреля, на реке Северский Донец — 25 апреля. В межнавигационный период специалисты администрации подготовили технический флот и СНО. Кроме того, до начала нерестового периода было проведено дноуглубление в объеме 164,3 тыс. куб. м.
Всего за время навигации объем дноуглубления в бассейне составит порядка 800 куб. м. Изыскательско-русловой партией планируется выполнить около 300 съемок. Также в администрации налажена работа по электронной картографии, идет своевременная корректура карт.
Навигация 2024 года на Дону ожидается полноводной. Согласно прогнозу синоптиков, в мае глубина судового хода составит 380-400 см на всем транзитном участке водного пути. Более того, по словам руководитель «Донского бассейнового водного управления» Евгения Дорожкина, полноводным будет не только этот год, но и следующий, что позволит судовладельцам без ограничений по осадке перевозить грузы в границах бассейна.
Границы деятельности ФБУ «Азово-Донская бассейновая администрация» включают в себя магистральный речной путь реки Дон от нижнего подходного канала шлюза № 15 (Цимлянское водохранилище) до поселка Аксай (3121-й км реки Дон), за исключением Николаевского и Константиновского гидроузлов, и притоки Дона — реку Северский Донец (от хутора Красный до устья) и реку Маныч (от Ново-Манычской дамбы до устья). Общая протяженность водных путей в зоне ответственности ФБУ «Азово-Донская бассейновая администрация» составляет 691,3 км. |
Подготовлено по материалам расширенного заседания общественных советов Азово-Донского и Волго-Донского бассейнов
Фотографии ИАА «ПортНьюс»