Метанольные реки, аммиачные берега
На фоне санкций и переориентации внешней торговли России на новые рынки прежние логистические пути для экспорта аммиака оказались нарушены, а по метанолу российские производители работают с растущим профицитом. Новым перспективным рынком сбыта — причем колоссальным по емкости — как для метанола, так и для аммиака может стать водный транспорт.
Основной потенциал спроса для российской продукции, как известно, лежит на рынках Азии и глобального Юга. Это справедливо и для таких продуктов, как метанол и аммиак.
Если говорить о последнем, то привычные пути экспорта были нарушены из-за санкций. Как пояснил в ходе VII ежегодного конгресса «Азот Синтезгаз. Россия и СНГ», состоявшегося в Москве с участием «ПортНьюс», управляющий директор компании «Имплемента» Дмитрий Акишин, традиционные маршруты, такие как аммиакопровод Тольятти — Одесса (в 2020 году экспортировалось 2,5 млн тонн в год), перевалка через порты Вентспилс и Силламяэ (1,1 млн тонн в год), железнодорожные поставки на Украину и в Европу (600 тыс. тонн в год) оказались по сути заблокированы.
Дмитрий Акишин отметил, что основной потенциал спроса на аммиак лежит на новых (преимущественно азиатских) рынках, в то время как в России не осуществляется трансшипмент этого груза.
Как, в свою очередь, рассказала старший аналитик Центра экономического прогнозирования «Газпромбанка» Нина Адамова, Индия, являясь крупнейшим импортером азотных удобрений (изготавливаемых с использованием аммиака), постепенно снижает долю импортных азотных удобрений в своей структуре потребления, поскольку замещает их своими, однако в абсолютных цифрах спрос с ее стороны остается высоким и устойчивым. Вторым крупнейшим потребителем таких удобрений является Бразилия, затем идут ЕС, США, Австралия, Турция и Таиланд. В 2023 году везде объем импорта вырос, в сравнении в 2022 годом, кроме Индии и ЕС. Ключевым же экспортером является Китай.
Отметим в этой связи, что в порту Тамань реализуется проект строительства комплекса для перевалки аммиака и минудобрений ПАО «Тольяттиазот» («ТОАЗ», находится под контролем «Уралхима»). В рамках первой очереди проекта планируется обеспечить перевалку до 2 млн тонн аммиака в год. Вторая очередь увеличит мощности комплекса до 3,5 млн тонн аммиака и 1,5 млн тонн карбамида в год. Полный запуск комплекса в эксплуатацию состоится в 2025 году. В марте Росимущество приняло в федеральную собственность из региональной 13 земельных участков общей площадью 122,55 га для строительства указанного комплекса. Размер инвестиций составит 60 млрд руб.
По метанолу также наблюдался слом старых логистических маршрутов — более 90% метанола из России в 2021 году экспортировалось через порт Хамина-Котка (Финляндия), часть — через Одессу и эстонский Силламяэ. Нельзя, однако, сказать, что из-за блокировки прежних маршрутов экспорт метанола стал невозможен: в настоящее время работает специализированный метанольный терминал в порту Восточный, также перевалка осуществлялась через порты Кавказ и Темрюк. Несмотря на это, профицит производства метанола в России все же растет: по прогнозу, производство в 2024 году увеличится до 4,1 млн тонн (против 3,9 млн тонн в 2022 году) при экспорте около 1,8 млн тонн.
При этом основным импортером метанола в мире из числа дружественных стран является Китай, за которым с большим отставанием следует Индия. В этой связи интересен проект Находкинского завода минеральных удобрений (Приморский край) по созданию на Дальнем Востоке производства метанола, предусматривающий строительство отгрузочного морского терминала. По данным на середину апреля 2024 года, в рамках проекта завершена прокладка газопровода, идут работы по инженерной подготовке, строительству объектов инфраструктуры и возведению морского терминала. Первая очередь предприятия позволит производить 1,8 млн тонн метанола в год.
Как в воду глядеть
Но есть еще одна ниша для метанола и аммиака, которая пока не поделена и которая будет только увеличиваться, — это судовое топливо. Международная морская организация (ИМО) ставит своей целью добиться полной декарбонизации судоходства к 2050 году, а метанол и аммиак рассматриваются как одни из наиболее перспективных видов топлива для достижения этой задачи.
Так, по данным классификационного общества ClassNK, в существующем портфеле заказов доля судов на альтернативных видах топлива составляет 15%, против 3% в действующем флоте, при этом наблюдается резкий рост заказов судов на метаноле и аммиаке.
По данным платформы Alternative Fuel Insight, разработанной классификационным обществом DNV, в апреле 2024 года зарегистрированы 23 новых заказа на строительство судов, из которых более половины (12 судов) будут использовать метанол в качестве бункерного топлива. Еще четыре заказа приходятся на суда, использующие аммиак в качестве топлива.
При этом, если мы говорим о перспективах после 2030 года, то речь пойдет о так называемых «зеленых» метаноле и аммиаке, то есть производимых из водорода, который получается путем электролиза за счет энергии, вырабатываемой из возобновляемых источников.
По подсчетам ClassNK, в случае перевода всех действующих судов дедвейтом выше 5 тыс. тонн (не считая танкеры СПГ) в количестве около 36 тыс. ед. на метанол и аммиак понадобится 440 млн тонн метанола и 470 млн тонн аммиака ежегодно. При этом мировое суммарное производство (с учетом запланированных проектов) «зеленого» метанола составляет около 490 тыс. тонн в год, а «зеленого» аммиака — около 4,6 млн тонн в год, что говорит о колоссальном потенциале этого рынка сбыта.
Напомним, что в России имелись уникальные проекты, экономика которых может заработать в связи с «зеленой повесткой». Например, это проект Пенженской приливной электростанции в заливе Шелехова Охотского моря, в рамках которого рассматривалась возможность создания водородного кластера. Кроме того, в настоящее время ведутся дискуссии о признании атомной энергии «зеленым» топливом — и в этом случае атомные электростанции (а в атомной энергетике Россия является мировым лидером) могли бы также служить источником «зеленой» энергии, например, для электролизеров.
Отметим, что в России из числа производителей интерес к поставкам метанола для водного транспорта проявляет «Метафракс Групп».