• Home
  • Relevant Topics
  • Государство готовится разделить судпром на федеральные холдинги
  • 4 февраля 2005

    Государство готовится разделить судпром на федеральные холдинги


     

    Российское судостроение сегодня является одной из самых отстающих отраслей промышленности. При этом правительство страны намерено сохранить собственный военный и гражданский флот. Поэтому для реанимации отечественной судостроительной промышленности федеральные власти решили поделить всю отрасль на 4-5 специализированных холдингов.

     

     

    У государства плана нет

    Государственная поддержка судостроительным предприятиям в последнее десятилетие практически не оказывается. Утвержденная правительством Морская доктрина РФ вообще не учитывает судостроительную отрасль. Государственная программа кораблестроения существует только до конца 2005 года, а планы государства по строительству своего военного флота в последующие 10 лет, до 2015 года, еще находятся в стадии разработки.

     

    Таким образом, судпром не имеет представления о том, какова может быть стратегия государства в этой области на среднесрочную перспективу. Причем отсутствие четких планов препятствует развитию верфей и проектных судостроительных бюро, притоку инвестиций в отечественное судостроение. Как частный капитал может попасть на судостроительное предприятие, если у предприятия не сформирован портфель заказов на ближайшие годы, а значит, нет гарантий возврата инвестиций? Поэтому, российские верфи годами ожидают модернизации. Это, в конечном счете, негативно влияет на цену их продукции, а значит и на конкурентоспособность российских заводов в масштабах мирового судостроительного рынка. Заказы на новые суда и корабли уходят зарубежным верфям. Круг замкнулся - без государственной поддержки российский судпром и смежные с ним предприятия могут со временем просто исчезнуть. Чтобы этого избежать, государству достаточно установить «правила игры», сформулировав свои планы.

     

     

    Нужен спецчиновник

    Причиной низкого интереса государства к отрасли, по мнению некоторых участников судостроительного рынка, является отсутствие в правительственной структуре такого органа, который бы занимался только судостроением. «Судостроению нужна специальная федеральная структура, которая будет аккумулировать все технические средства, чтобы отстаивать интересы государства в мировом океане», - считает генеральный директор завода по производству судовой арматуры «Армалит-1» (Санкт-Петербург) Кирилл Рудометкин. Как известно, в ходе административной реформы судпром оказался отнесен к ведению Федерального агентства по промышленности. В агентстве создано отдельное Управление по судостроению, численность которого не превышает 40 сотрудников. Очевидно, что такими силами курировать огромную отрасль промышленности, с очень сложной кооперацией, практически не возможно.

     

    Почти все предприятия отрасли частично или полностью перешли в частные руки. Только проектные и конструкторские бюро еще не подверглись приватизации. А частные владельцы верфей при отсутствии государственных военных заказов в большинстве случаев (если приватизация проходила без обременений) имеют возможность перепрофилировать предприятия. В этом случае, Россия может безвозвратно утратить многие звенья в технологической цепи собственного судпрома.

     

     

    Холдинги появятся к 2007 году

    Федеральные власти не могут бесконечно мириться с таким положением дел в российском судостроении. Чтобы изменить сложившуюся ситуацию, в Управлении по судостроению Федерального агентства решили объединить судостроительные предприятия в 4 или 5 специализированных холдингов. Это позволит оптимизировать процесс управления судостроением. Каждый такой холдинг объединит предприятия различных форм собственности - как государственные, так и частные - однако будет иметь государственную поддержку. Как сообщил генеральный директор КБ «Армас» Юрий Завьялов, рабочее деление отрасли на холдинги выглядит, пока, приблизительно так:

    1. Холдинг подводного кораблестроения, объединяющий КБ «Рубин», «Малахит», ФГУП «Адмиралтейские верфи», «Севмашпредприятие».
    2. Холдинг надводного кораблестроения, созданный под эгидой ЦНИИ им. Ак. Крылова.
    3. Холдинг надводного проектирования, включающий в себя «Невское» КБ, «Северное», «Алмаз», «Айсберг».
    4. Судостроительный холдинг.
    5. Холдинг, созданный на базе КБ «Армас», и специализирующийся на береговом базировании судостроительных предприятий.

    Очевидно, что государство при таком раскладе старается поставить во главу каждого холдинга специализированное КБ. При неизбежной приватизации конструкторских бюро, видимо, контрольный пакет акций федеральные власти сохранят за собой. Вся процедура разделения судпрома по специализации, по словам Завьялова, должна завершиться в 2007 году.

     

     

    Все новое - хорошо забытое старое

    Идея объединить судостроительные предприятия в холдинги не нова. Например, в Санкт-Петербурге на протяжении последних 10 лет обсуждают возможность объединения городских верфей в единое предприятие «Невские верфи». Такая сложная с технологической точки зрения процедура оказывается совершенно невыполнимой ввиду слишком различных взглядов нынешних собственников петербургских верфей на возможное слияние. Попытки договориться о создании мощного конкурентоспособного холдинга в Петербурге предпринимались бизнесом не раз. Причем эти переговоры поддерживались и городским и федеральным правительством. Но холдинг так и не создан.

     

    Возможно, федеральные инициативы по разделению судостроения на специализированные отрасли найдут поддержку у бизнеса. Тем более что сам бизнес призывает государство проявить активную позицию для поддержания российского судпрома. «Нет ни одного государства в мире, где судостроение, особенно военное кораблестроение, не поддерживалось бы государством», - подчеркнул Завьялов.

     

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен