Южная пробка
У порта Новороссийск образовалась настоящая железнодорожная пробка. По данным, предоставленным ИАА «ПортНьюс» Северо-Кавказской железной дорогой-филиалом ОАО «РЖД», из общего количества простаивающих по состоянию на 30 апреля текущего года составов 35 загружены зерном, 12 – рудой, 10 -черными металлами и 6 – нефтепродуктами. Причем сутками ранее количество простаивающих поездов составляло «лишь» 48 составов.
Источники, близкие к ОАО «РЖД», вину за ситуацию возлагают на группу «Новороссийский морской торговый порт», компании которой, по их данным, – а особенно Новороссийский зерновой терминал (НЗТ),подтверждают свою готовность принять грузы, объёмы которых превышают их фактические возможности.
В самой НМТП ИАА «ПортНьюс» сообщили, что Новороссийский зерновой терминал выполняет все свои обязательства перед железной дорогой и клиентами. Правда, работая при этом «на износ»: при среднесуточной норме приема 167 железнодорожных вагонов, НЗТ сегодня обрабатывает свыше 200 вагонов в сутки.
Для того, чтобы справиться с грузопотоком, ОАО «НМТП» дополнительно к объемам, перерабатываемым НЗТ, принимает 69 вагонов зерна в сутки (при норме 30) по прямому варианту. Группа планирует выгружать по 320 вагонов черных металлов в сутки в течение мая 2009 года. Среднесуточный подвод на станцию Новороссийск под обработку черных металлов в апреле 2009 года составил 288 вагонов, которые порт успешно отрабатывал.
В целом, в настоящее время в ОАО «НМТП», при общей норме в 596 вагонов, среднесуточная выгрузка составляет 611 вагонов.
«ОАО «НМТП» работает в плановом режиме, и в рабочем порядке планирует продолжать обрабатывать грузы, поступающие в его адрес», - заверяют в компании.
Однако в НМТП не подтвердили, но и не опровергли аргументы железнодорожников о том, что подтверждаемые ими объемы грузов к перегрузке соответствуют реальным возможностям порта.
Отметим, что в числе причин, повлиявших на резкий рост перегрузки зерна через российские порты, эксперты называют снижение транспортных тарифов в России, стимулирующее экспорт через отечественные мощности. В рамках новых льготных тарифов сельхозпроизводители уже получили скидку к железнодорожному тарифу на перевозку зерна и продукции мукомольной промышленности. С начала года в России действует понижающий коэффициент 0,5 на перевозки дальностью от 1100 км. По данным ОАО “Российские железные дороги”, с декабря 2008 года по настоящее время железнодорожный тариф при экспорте зерна через российские порты на средней дальности 624 км снизился почти на 20%: с $15,9 до $13 за тонну. Подробнее об этом ИАА «ПортНьюс» писало в разделе «Актуальная тема» от 11 марта т. г.
Таким образом, можно предположить, что данная ситуация вызвана общеэкономической конъюнктурой и продлится до тех пор, пока она не изменится или под нее не будет оптимизирована транспортная инфраструктура.
Виталий Чернов