• Home
  • Relevant Topics
  • Алексей Клявин: «Подав заявку на прохождение аудита ИМО, Россия в большой степени сняла критику в ее адрес»
  • 6 мая 2009

    Алексей Клявин: «Подав заявку на прохождение аудита ИМО, Россия в большой степени сняла критику в ее адрес»

    Осенью 2009 года в российских портах комиссией Международной морской организации (ИМО) будет проведен аудит государственных структур, а также частных компаний на предмет соответствия нормам и требованиям международных конвенций, кодексов и иных стандартов ИМО. О проверке, которая пройдет с 25 сентября по 7 октября 2009 года, на последнем заседании Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации докладывал Директор Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса России Алексей Клявин. Сегодня он ответил на вопросы ИАА «ПортНьюс».

    - Алексей Юрьевич, расскажите, пожалуйста, что из себя представляет аудит ИМО и с какой целью он проводится в государствах-участниках организации?

    - В 2004 г. Ассамблея Международной морской организации (ИМО) приняла резолюцию А.946(23), устанавливающую «Добровольную систему проверки государств – членов ИМО» и призывающую правительства выразить согласие на проведение такой проверки. При этом особое внимание обращается на то, что Правительства государств – членов ИМО «должны выполнять обязательства и нести ответственность, изложенные в международных правилах, процедурах и практике, содержащихся в документах ИМО и других имеющих обязательную силу документах, участниками которых они являются».

    Главной задачей Добровольной проверки является установление факта, соответствует ли практика Администрации (функции которой в Росси выполняет Министерство транспорта) требованиям международных конвенций, кодексов и иных стандартов ИМО.

    В частности проверка осуществляется в области процедур, обеспечивающих: внедрение международных инструментов в национальное законодательство; межведомственное взаимодействие по вопросам выполнения требований обязательных инструментов; качество судов под флагом проверяемого государства; делегирование полномочий признанным организациям; государственный портовый контроль иностранных судов; установление путей движения судов, систем управления движением судов, систем обеспечения спасательных операций, ликвидации разливов нефти; подготовка, переподготовка и дипломирование членов экипажей морских судов; гидрометеорологическое обеспечение мореплавания; навигационно-гидрографическое обеспечение, включая бумажную и электронную картографию.

    - Аудит проводится на добровольной основе. Что подтолкнуло Российскую Федерацию принять решение пройти такую проверку?

    - Пока проверка проводится добровольно. Генеральным Секретарем ИМО 6 апреля 2009 года на Совет ИМО внесено представление по одобрению плана внедрения системы проверки на обязательной основе. Обязательной проверка может стать к 2014 году.

    К настоящему времени заявки на прохождение аудита подали 47 стран из 168 членов ИМО. 30 стран уже прошли проверку (в том числе 2 страны - в 2009 году). В этом году планируют пройти проверку еще 7 стран. В списке прошедших проверку такие ведущие морские державы как Австралия, Великобритания, США, Дания, Канада, Чили, Германия, Греция, Италия, Япония, Южная Корея и др. Кроме того, проверку прошли и страны, обладающие самым большим флотом в мире (под своим флагом – страны удобного флага) – Либерия, Панама. Большинство Европейских морских стран находятся в списке прошедших проверку или заявившихся на прохождение проверки.

    4 декабря 2008 года по согласованию с МИД России и Правительством Российской Федерации подписан «Протокол о сотрудничестве между Министерством транспорта Российской Федерацией и Международной морской организацией по вопросу участия в Добровольной системе проверки государств - членов Международной морской организации». На основании Протокола Россия включена в перечень проверяемых стран. Подав заявку на прохождение аудита, Россия в большой степени сняла критику в ее адрес в отношении выполнения требований ИМО. Вместе с тем, окончательно можно будет заявить о нашем полном соответствии стандартам ИМО только по результатам проверки.

    - Какие аспекты деятельности российских портов, на Ваш взгляд, могут вызвать наиболее пристальное внимание аудиторов?

    - Анализ результатов проверок других стран показал, что одним из наиболее частых замечаний является отсутствие сформулированной политики в области выполнения международных требований по безопасности мореплавания и защите морской среды от загрязнения. Это особенно важно в условиях интернационализации судоходства, когда принимаемые ИМО документы по существу приобретают наднациональный характер.

    Минтранс России в своей деятельности придерживается общепризнанных мировых принципов в этой сфере. При выработке государственной политики в области морского транспорта и при разработке нормативных правовых актов вопросы безопасности мореплавания и защиты морской среды являются приоритетными. Россия является участником практически всех обязательных инструментов ИМО (Конвенций и Кодексов) и ведет активную работу по присоединению к тем инструментам, стороной которых еще не является. Ярким примером является ратификация Россией международной конвенции о гражданской ответственности за загрязнение бункерным топливом, которая вступает в силу для России 24 мая 2009 года. Важнейшим элементом государственной политики является приверженность глобальным стандартам в обеспечении безопасности мореплавания на условиях универсальности и всеобщности их применения. Минтранс России исходит из того, что единственным инструментом по выработке международных морских стандартов является Международная морская организация. Непрерывное совершенствование системы подготовки и переподготовки морских кадров - ключевой элемент обеспечения качественного судоходства.

    - Предстоящая проверка деятельности морских портов затронет интересы и других ведомств, помимо Минтранса. Ваши коллеги готовы к проверке?

    - Одним из условий выполнения Россией своих обязательств является юридически оформленное на национальном уровне применение международных норм. В соответствии с российским законодательством обязательность международных договоров для граждан и организаций наступает только после их официального опубликования по представлению Министерства иностранных дел России. Вместе с тем достаточно большое количество поправок к конвенциям и кодексам стороной которых является Россия официально в России не опубликованы. Представляется крайне важным принять безотлагательные меры к опубликованию вступивших в силу международных конвенций и поправок к ним.

    Ряд, включенных в проверку вопросов имеет отношение к компетенции Министерства обороны Российской Федерации в части навигационно-гидрографического обеспечения морской деятельности, в том числе вопросы обеспечения мореплавателей навигационными картами и пособиями.

    Вопросы о порядке сбора гидрометеорологической информации в Российской Федерации и информирования мореплавателей о прогнозах погоды и гидрометеорологических явлениях, а также мерах по стимулированию сбора гидро-метео-информации, порядок расследования происшествий, связанных с загрязнением водной среды находятся в  компетенции Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

    Минтранс России обратился в указанные ведомства с просьбой рассмотреть возможность участия полномочных представителей в работе Комиссии по Добровольной проверке, и оказать содействие в подготовке информации для направления в Секретариат ИМО и мы надеемся на плодотворное сотрудничество. Полагаем, что совместная работа под эгидой Морской коллегии по прохождению Россией проверки Международной морской организацией позволит не только успешно пройти эту проверку, но и улучшить работу по выполнению международных обязательств России в морской сфере, создать более благоприятный климат для российских судов и российского флага в международном судоходстве.

     

    Надежда Малышева
Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен