Окно в Европу
Россия и Финляндия готовятся к подписанию нового договора о передаче в аренду Финляндии российской части Сайменского канала. В связи с этим на западном берегу канала планируется построить новый пункт пропуска, способный принимать, как минимум, 2 грузовых и 15 прогулочных судов в день. Тем не менее, в нынешних условиях перспективы работы канала выглядят пессимистично.
По Сайменскому каналу осуществляется доставка грузов из Финляндии на Балтику, а также ведутся пассажирские перевозки. Большая часть Сайменского канала передана российской стороной в долгосрочную аренду Финляндии. По итогам 2008 года грузооборот канала составил около 2 млн тонн грузов (лес, стройматериалы, удобрения, целлюлоза, бумага, уголь, пиломатериалы) и около 30 тыс. пассажиров.
Однако в условиях экономического кризиса грузооборот лесных грузов, продукции целлюлозно-бумажной промышленности резко упал. По словам управляющего директора Северо-Западного пароходства Артура Гавлюка, несмотря на то, что в конце 2008 года сроки введения пошлин были отложены на достаточно длительный период — до 12 месяцев, судоходные компании уже не смогут сохранить прежние объемы перевозок леса.
«Самое значительное снижение объема перевозок мы испытываем на Сайменском направлении. В навигацию-2009 можно говорить только о 20—30% от объема перевозок прошлого года. По этой причине суда проекта «СТК», которые вводятся в эксплуатацию в первой декаде мая, будут задействованы не полностью», - рассказал Артур Гавлюк.
Несмотря на снижающуюся роль канала в нынешних условиях, его значение в будущем будет расти.
В частности, с Сайменским каналом также связан перспективный проект развития внутренних водных путей, анонсированный администрацией Ленинградской области. Один из вариантов проекта, названный «Северной трассой», может быть проложен по руслу реки Вуоксы и нескольким озерам Карельского перешейка. В Финский залив трасса выходит через Сайменский канал. Общая протяженность пути — 150 км. Основной особенностью этого варианта является отсутствие большого объема земельных работ — существующее русло Вуоксы требует лишь расчистки. Кроме того, «Северная трасса» соединит внутренние водные системы России и Северной Европы. Тем не менее, реализация этого проекта также отложена на неопределенный срок.
Кроме того, канал соединяет самую крупную и наиболее судоходную озерную систему Финляндии (озеро Сайма и другие озера Сайменского бассейна) с Финским заливом. Таким образом, канал дает возможность проводки судов из портов внутренних вод восточной Финляндии в порты европейского побережья, а также во внутренние порты стран Центральной и Восточной Европы и России. На российской территории Сайменский канал обеспечивает непосредственный выход на портовые комплексы Выборг и Высоцк. Вдоль территории канала проходит международная ветка автомобильной дороги.
Москва и Хельсинки уже договорились о продлении аренды Финляндией российской части Сайменского канала. Ранее в министерстве транспорта РФ сообщали, что Россия продлит Финляндии аренду Сайменского канала за 1,2 млн евро в год сроком на 50 лет.
В конце сентября 2008 года во время рабочей поездки главы Минтранса России Игоря Левитина в Хельсинки статс-секретарь, заместитель министра транспорта РФ Сергей Аристов и статс-секретарь министерства транспорта и связи Финляндии Харри Пурсиайнен подписали меморандум о завершении переговорного процесса подготовки межправсоглашения по аренде зоны Сайменского канала.
Напомним, 27 сентября 1962 года в Москве состоялось подписание Договора между СССР и Финляндской Республикой о передаче в аренду финской стороне советской части Сайменского канала и острова малый Высоцкий. Договор сроком на 50 лет был ратифицирован президентом Финляндской Республики 7 июня 1963 года и президиумом Верховного Совета СССР 22 июля 1963 года . Обмен ратификационными грамотами был произведен в Хельсинки 27 августа 1963 года.
Согласно Договору, аренда Сайменского канала является возмездной: финская сторона реконструирует канал и гидротехнические сооружения и имеет право взимать за проход по каналу лоцманский сбор. В статье 2 Соглашения между СССР и Финляндией о пассажирском движении по Сайменскому каналу от 15 октября 1990 года было зафиксировано, что по каналу могут проходить торговые, пассажирские и прогулочные суда под советским, финским флагом и флагами третьих стан.
Сайменский канал – единственный внутренний водный путь на территории России, по которому могут ходить суда под иностранными флагами.
Софья Винарова.