• 15 мая 2009

    Железные аргументы

    Российские железные дороги терпят убытки в связи с резким падением объема грузоперевозок в 2009 году. Для латания финансовых «дыр» железнодорожники могут пойти на новое повышение тарифов на грузовые перевозки. Эксперты рынка полагают, что в этом случае произойдет перераспределение транспортных потоков и глобальный пересмотр логистических схем.

    Грузооборот Российских железных дорог за прошедшие 4 месяца 2009 года снизился на 17,7% и составил 677,9 млрд тарифных т-км. Грузооборот в апреле текущего года составил 177 млрд тарифных т-км (-14,6%). В этой ситуации руководство железной дороги просит поддержки государства и намекает на возможность нового повышения тарифов.

    «В целом привлекательность железной дороги из-за высоких тарифов и долгого срока доставки падает  на фоне ставок морского фрахта, что влечет за собой необходимость  разработки новых логистических схем отправки груза (для  оптимизации отправителем собственных расходов) другими видами транспорта:  на коротких расстояниях автомобильным транспортом, на больших - морским транспортом, минимально задействуя железнодорожный транспорт – там, где это возможно», - прокомментировал  в беседе с ИАА «ПортНьюс» начальник железнодорожного отдела центра терминального обслуживания логистической компании ООО "Русмарин-Форвардинг"  Игорь Ермаков.

    По его мнению, в случае повышения ставок на тарифы по направлениям к морским портам при сохранении тарифов к сухопутным через погранпереходы, возможно перераспределение грузопотока.

    «Полагаю, что сейчас тарифы целесообразно  разрабатывать  конкретно под определенную номенклатуру грузов,  в зависимости от  ее   "чувствительности"  к  добавочной стоимости, прибыльности отрасли и её социальной  значимости.   А недобор средств  РЖД частично могло бы  компенсировать государство», - уверен эксперт.

    С тем, что взять на себя покрытие расходов железнодорожников должно государство, а не бизнес, согласен и генеральный директор ОАО «Владивостокский морской торговый порт» Вячеслав Перцев. «Позволить РЖД проиндексировать тарифы будет не совсем корректно  после ряда заявлений государственных деятелей о сдерживании подобных стремлений естественных монополий. А вот господдержка инфраструктуры РЖД мне кажется верным шагом. РЖД оказывает значительное влияние на отечественную экономику. Нравиться это кому-то или нет, но действительность такова, что железная дорога по отношению к другим сферам транспортного бизнеса имеет для страны первостепенное значение.  На сегодняшний день это единственная нить, которая связывает российские регионы», - говорит Вячеслав Перцев.

    «Но в тоже время я противник поддержки нескольких сотен «околожелезнодорожных» предприятий. Государство должно участвовать в долгосрочных инфраструктурных проектах РЖД, реализация которых невозможна с помощью  одних лишь бизнес – ресурсов компании.  В первую очередь это должно осуществляться через предоставление льготных целевых кредитов, субсидий, увеличение уставного капитала», - отметил в беседе с ИАА «ПортНьюс» эксперт.

    Впрочем, по мнению ведущего эксперта УК «Финам Менеджмент» Дмитрия Баранова, повышение железной дорогой тарифов более чем вероятно, несмотря на то, что  пока не объявлялось ни о возможном размере повышения, ни о сроках его введения. Как прокомментировал ИАА «ПортНьюс» эксперт, «помимо долгов, компании необходимо финансировать инвестиционную программу, которая позволит обеспечить нормальный режим грузоперевозок в среднесрочной перспективе. А то, что они будут увеличиваться, нет никаких сомнений».

    Однако Дмитрий Баранов считает, что увеличение тарифов не будет иметь далеко идущих последствий там, где альтернативы железной дороге все равно нет. «Повышение тарифов, безусловно, скажется на рынке логистических и транспортных услуг. Но это не приведёт к его переделу и кардинальному изменению. У нас в стране ещё есть огромное число мест, куда добраться можно только железной дорогой и также довезти туда грузы. Так что массового оттока  грузоотправителей и грузополучателей с железной дороги на автомагистрали не будет. К тому же есть огромное число грузов, которые могут перевозиться только по железной дороге, они также никуда не денутся. Возможно, что с рынка могут уйти совсем мелкие компании, которые жили на перевозке сборных грузов, и их маржа была совсем небольшой. Они могут начать объединяться друг с другом, пытаясь выжить. Кроме того и РЖД удобнее вести дела с крупными операторами рынка».

    По мнению Дмитрия Баранова,  государство должно так определить ставку чтобы, с одной стороны, помочь РЖД, а с другой не нанести удара своими собственными руками по промышленности, которая пострадала от кризиса, а повышение тарифов отложит ее восстановление в долгий ящик. «Поэтому в ближайшие месяцы основная полемика развернётся между властями, РЖД и представителями реального сектора о размере повышения, которое всех устроит», - резюмировал эксперт.

    В то же время, по прогнозу начальника дорожного центра фирменного транспортного обслуживания ОЖД Игоря Лобко, которое он высказал в беседе с корреспондентом ИАА "ПортНьюс", положительная тенденция замедления падения грузопотока, наметивщаяся в марте текущего года, скорее всего, сохранится. В этом случае падение по итогам года будет не столь масштабным, как можно было бы ожидать в начале года.

    Это позволяет рассчитывать на то, что РЖД все же не решится на повышение тарифов, по крайней мере существенное, получив государственное финансирование. В противном случае участники рынка будут стараться оптимизировать логистические схемы, избегая железной дороги там, где это возможно.
     
    Виталий Чернов

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен