Взлеты и падения порта Котка
По результатам работы в 2008 году, порт Котка вышел на второе место среди финских портов, перевалив 11,6 млн тонн грузов. Основу грузооборота составили транзитные и экспортные грузы – их доля в общем объеме перевалки превысила 70%. Объем переваленных контейнеров составил 628 тыс. TEU, что на 10% выше итогов прошлогогода, а перевалка транзитных автомобилей вышла на рекордный уровень за последние 5 лет - 442 тыс. единиц (+27 %).
В жизни Котки порт всегда играл чрезвычайно важную и значимую роль, да и фактически 130 лет назад город и был создан для обеспечения деятельности порта. В настоящее время стивидорная деятельность дает работу напрямую и косвенно более 5000 человек, что фактически составляет 10% от населения города.
В жизни Котки порт всегда играл чрезвычайно важную и значимую роль, да и фактически 130 лет назад город и был создан для обеспечения деятельности порта. В настоящее время стивидорная деятельность дает работу напрямую и косвенно более 5000 человек, что фактически составляет 10% от населения города.
Современный порт Котка состоит из нескольких гаваней и площадок. Старейшей является Кантасатама на которой осуществляется перевалка пиломатериалов и проектных грузов. Но в большей степени его территория используется для различных культурных мероприятий. В частности, именно тут расположен музейно-культурный комплекс Vellamo, находятся стоянки музейных судов и гостевые причалы для яхт.
Два других района порта – Хиетанен и Муссало являются многопрофильными гаванями, имеющими свою специализацию.
Гавань Хиетанен
Самый современный автомобильный терминал общей площадью в 100 га расположен в гавани Хиетанен. Обеспечением его работы занимаются три ведущих автомобильных оператора Финляндии – Wallenius Wilhelmsen, SE Makinen и Avelon Group. Кроме того, ро-ро терминал обслуживает экспортные грузы финской деревообрабатывающей промышленности, доставляемые регулярными рейсами судов в крупнейшие морские порты Европы.
Именно сюда из Гетеборга три раза в неделю приходят так называемые суда SECU – контейнеровозы, перевозящие контейнеры, принадлежащие лесопромышленному концерну Stora Enso. В один такой контейнер помещается в три раза больше товаров, чем в обычный 40-футовый. Из Финляндии в Швецию в контейнерах перевозится бумага, а в обратном направлении – автомобили, которые затем транзитом следуют в Россию.
Гавань Муссало
На территории гавани Муссало находится крупнейший в Финляндии терминал насыпных грузов, который переваливает импортные наполнители для финской бумажной промышленности. Кроме того, тут расположен самый крупный контейнерный терминал Финляндии пропускной способностью до 1 млн TEU. Терминал обслуживается тремя крупнейшими контейнерными операторами – Steveco Oy, Finnsteve Oy и Multi Link Terminals. Зона логистических операций гавани включает в себя 275 тыс. квадратных метров крытых и отапливаемых помещений, в которых производится затарка, растрарка и хранение различных видов грузов.
Линейным сообщением порт связан с Роттердамом, Гамбургом, Любеком, Антверпеном, Бременом, Амстердамом и Бременхавеном. Фидерные суда компаний Team Lines, Maersk-Sealand, Team-Lines, Unifider, CMA-CGM, Combsped и OOCL совершают сюда регулярные заходы с периодичностью до 3 раз в неделю.
Причем, несмотря на то, что большинство балтийских портов работают с судами вместимостью до 650 TEU, на терминале в Котке умудрились принять под обработку Maersk Buffalo (4300 TEU), который пришел, впрочем, за порожними контейнерами.
Но в среднем, в порту с судна разгружается порядка 330 контейнеров, столько же принимается на борт. Вся эта операция занимает порядка 15 часов, что фактически означает 44 подъема в час. Как правило, для обслуживания судна используются два погрузчика, способных совершать 20-25 подъемов в час. Такие показатели, безусловно, предполагают высокую эффективность работы, что и было продемонстрировано финскими стивидорами в прошлом году.
Кроме вышеуказанных мощностей в гавани Муссало находится и нефтехимический терминал с общей емкостью резервуарного парка в 241 тыс. куб. метров. Терминал предназначен для хранения и перевалки широкого спектра продуктов нефтехимии. Операторами терминала являются компании Vopak и Oiltanking. Основной груз – продукция нефтехимических предприятий России.
Гавань Хиетанен
Самый современный автомобильный терминал общей площадью в 100 га расположен в гавани Хиетанен. Обеспечением его работы занимаются три ведущих автомобильных оператора Финляндии – Wallenius Wilhelmsen, SE Makinen и Avelon Group. Кроме того, ро-ро терминал обслуживает экспортные грузы финской деревообрабатывающей промышленности, доставляемые регулярными рейсами судов в крупнейшие морские порты Европы.
Именно сюда из Гетеборга три раза в неделю приходят так называемые суда SECU – контейнеровозы, перевозящие контейнеры, принадлежащие лесопромышленному концерну Stora Enso. В один такой контейнер помещается в три раза больше товаров, чем в обычный 40-футовый. Из Финляндии в Швецию в контейнерах перевозится бумага, а в обратном направлении – автомобили, которые затем транзитом следуют в Россию.
Гавань Муссало
На территории гавани Муссало находится крупнейший в Финляндии терминал насыпных грузов, который переваливает импортные наполнители для финской бумажной промышленности. Кроме того, тут расположен самый крупный контейнерный терминал Финляндии пропускной способностью до 1 млн TEU. Терминал обслуживается тремя крупнейшими контейнерными операторами – Steveco Oy, Finnsteve Oy и Multi Link Terminals. Зона логистических операций гавани включает в себя 275 тыс. квадратных метров крытых и отапливаемых помещений, в которых производится затарка, растрарка и хранение различных видов грузов.
Линейным сообщением порт связан с Роттердамом, Гамбургом, Любеком, Антверпеном, Бременом, Амстердамом и Бременхавеном. Фидерные суда компаний Team Lines, Maersk-Sealand, Team-Lines, Unifider, CMA-CGM, Combsped и OOCL совершают сюда регулярные заходы с периодичностью до 3 раз в неделю.
Причем, несмотря на то, что большинство балтийских портов работают с судами вместимостью до 650 TEU, на терминале в Котке умудрились принять под обработку Maersk Buffalo (4300 TEU), который пришел, впрочем, за порожними контейнерами.
Но в среднем, в порту с судна разгружается порядка 330 контейнеров, столько же принимается на борт. Вся эта операция занимает порядка 15 часов, что фактически означает 44 подъема в час. Как правило, для обслуживания судна используются два погрузчика, способных совершать 20-25 подъемов в час. Такие показатели, безусловно, предполагают высокую эффективность работы, что и было продемонстрировано финскими стивидорами в прошлом году.
Кроме вышеуказанных мощностей в гавани Муссало находится и нефтехимический терминал с общей емкостью резервуарного парка в 241 тыс. куб. метров. Терминал предназначен для хранения и перевалки широкого спектра продуктов нефтехимии. Операторами терминала являются компании Vopak и Oiltanking. Основной груз – продукция нефтехимических предприятий России.
К сожалению, по всей видимости, прошедший год был лебединой песней порта - системный общемировой кризис 2009 года привел к тому, что общее падение объема перевалки за первые 4 месяца составило 28%. Впрочем, ради справедливости, можно отметить, что подобной участи не избежало и большинство портов на Балтике.
Основной удар приняли на себя контейнеры и автомобили – снижение грузооборота на 34 и 75 процентов соответственно. Если в 2008 году с терминала в гавани Хиетанен уходило, в среднем, по 250 автовозов в день, то теперь этот показатель не дотягивает и до 80. Падение спроса более чем в два раза на иномарки в России, привело к тому, что только в одной Котке, оценочно, скопилось свыше 30 тыс. машин, ожидающих отправки.
Фактически порт переполнен автотехникой. И хотя основные потери несут автоконцерны, вынужденные оплачивать сверхнормативное хранение, недополучение прибыли и портовиков, мягко говоря, не радует.
Схожая ситуация и на контейнерном терминале. Потребности в импортных товарах в России резко сократилась, что соответственно негативно повлияло на его загрузку. Большая часть складских площадей и площадок для хранения контейнеров пустует.
Схожая ситуация и на контейнерном терминале. Потребности в импортных товарах в России резко сократилась, что соответственно негативно повлияло на его загрузку. Большая часть складских площадей и площадок для хранения контейнеров пустует.
Оптимизм внушает лишь динамика отгрузки на экспорт насыпных и наливных грузов (+147 и 3,8 процентов соответственно). Но общее падение грузооборота компенсировать они, к сожалению, не способны.
Впрочем, финские портовики с оптимизмом смотрят в будущее и надеются найти новые перспективные направления для развития своей деятельности. Благо опыта по поиску новых путей диверсификации портовой деятельности стивидорам не занимать.
Впрочем, финские портовики с оптимизмом смотрят в будущее и надеются найти новые перспективные направления для развития своей деятельности. Благо опыта по поиску новых путей диверсификации портовой деятельности стивидорам не занимать.
Софья Винарова