• 16 июня 2005

    Усть-Лугу строят слишком медленно

    Федеральное правительство недовольно темпами строительства морского порта Усть-Луга в Ленинградской области. В рамках прошедшего 9-го Петербургского международного экономического форума, пользуясь присутствием в Петербурге одновременно нескольких ключевых министров экономического блока правительства, министр экономического развития и торговли (МЭРТ) Герман Греф провел закрытое совещание по строительству портов в Ленинградской области. Выступая на форуме, Греф публично заявил президенту Владимиру Путину о своих претензиях к строителям усть-лужского порта. Тем временем сами строители просят правительство увеличить бюджетное финансирование проекта.

     

    Бюджет недоплачивает

    Отчитываясь перед Грефом, губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков заметил, что в текущем году из заявленных 1,5 миллиардов рублей федеральный бюджет не перечислил ни одного рубля на строительство порта. Однако именно эти деньги должны быть израсходованы на проведение работ по объектам, находящимся в федеральной собственности — дноуглубление и обустройство акватории порта. По словам генерального директора ОАО «Компания Усть-Луга» Валерия Израйлита, своевременное государственное финансирование в полном объеме способно привлечь частные инвестиции в проект в объеме до 9 миллиардов рублей, то есть в шесть раз больше государственных вложений. При этом Израйлит подчеркнул, что утвержденные в бюджете деньги недостаточны для успешного выполнения запланированных работ. Он обратился к Герману Грефу с просьбой выделить на строительство Усть-Луги к заявленным в бюджете 2006 года 1,5 миллиардам рублей дополнительно 600 миллионов рублей.

    Глава МЭРТ, со своей стороны, выразил сомнения в «прозрачности» и эффективности расходования государственных средств при строительстве порта. Поэтому для обсуждения возможности дополнительного финансирования стройки, Греф потребовал детальное ТЭО дноуглубительных работ.

     

    Порт и подходы к нему требуют синхронизации

    Его поддержал министр транспорта Игорь Левитин, который дал негативную оценку темпам строительства инфраструктуры порта: строительство железнодорожных и автомобильных подходов к морскому торговому порту Усть-Луга требует большей синхронизации с сооружением терминалов. Пока что из-за медленных темпов строительства портовых сооружений пропускная возможность подъездных путей к порту значительно выше требуемой. Дорога уже сегодня готова к обеспечению перевозок 4 млн. тонн в год при фактически перевозимом объеме менее 1 млн. тонн. Это, в свою очередь, ведет к увеличению сроков окупаемости транспортных инфраструктурных проектов, а значит и снижает их инвестиционную привлекательность. Левитин дал поручение железнодорожникам и строителям порта в 2-недельный срок предоставить в Минтранс документы, подтверждающие соответствие графиков сооружения портовых объектов и дорожной инфраструктуры. В случае подтверждения установленного плана до 2007 года на строительство железной и автомобильной дорог будет выделено около 1,2 миллиарда рублей. В противном случае, финансирования не будет, сказал министр.

    Левитин так же предложил уделять больше внимания возможностям использования схем частно-государственного партнерства при строительстве подходов к порту. Ранее эту идею выдвинуло и областное правительство, которое предложило частным компаниям, заинтересованным в развитии порта «скинуться» на строительство 40 км железнодорожного полотна. Общая стоимость работ оценивается в $300миллионов.

     

    «РЖД» переоценит проект

    Тем временем в руководстве железной дороги произошли изменения. Не исключено, что все планы по строительству железнодорожных подходов к порту придется пересмотреть уже сегодня. Со сменой президента ОАО «Российские железные дороги», по мнению аналитиков, инвестиционная политика и приоритеты развития дороги могут быть пересмотрены. Но порту Усть-Луга, скорее всего, новое назначение только на пользу. Возглавивший «РЖД» выходец из Петербурга Владимир Якунин еще будучи заместителем Министра Транспорта РФ курировал работу портов и морских перевозок. Именно он сумел «протолкнуть» идею Владимира Путина о строительстве порта в Усть-Луге. В то время сам Путин занимал премьерское кресло в правительстве. Понятно, что новый глава «РЖД» проблемы портовиков знает не понаслышке. Однако теперь его видение путей решения данных проблем может диаметрально измениться. Встав на сторону железнодорожников и хорошо зная финансовые возможности стивидорных компаний, Якунин может сократить до минимума участие «РЖД» в финансировании строительства транспортных подходов к портам.

     


    Строящийся порт Усть-Луга должен стать одним из самых глубоководных, на сегодняшний день, российских портов на Балтике. Порт будет способен принимать сухогрузные суда с дедвейтом до 75 тыс.тонн. В порту также будет возможно обрабатывать наливные суда дедвейтом до 120 тыс. тонн. Грузооборот порта к 2010 году превысит 17 миллионов тонн в год.

    В Усть-Луге, будут расположены терминалы генеральных грузов, контейнерный, бункеровочный, минеральных удобрений, угольный, лесной, а также терминал для авто- и железнодорожной переправы - паромный комплекс Усть-Луга . Балтийск . порты Германии, который является проектом федерального значения. Открытие паромной переправы намечено на декабрь 2005 года. Кроме того, рассматривается вопрос о присвоении статуса свободной экономической зоне порту Усть-Луга.

    ОАО "Компания Усть-Луга" образовано в 1992 году. Компания является заказчиком-застройщиком морского торгового порта Усть-Луга. На основании контракта с Министерством транспорта РФ от 15 июня 2000 года Общество обладает полномочиями самостоятельно принимать решения по вопросам финансирования, проектирования, строительства и эксплуатации морского торгового порта Усть-Луга с привлечением государственных и частных инвестиций. В настоящее время ОАО "Компания Усть-Луга" является учредителем открытых акционерных обществ, каждое из которых решает задачу организации строительства и последующей эксплуатации 10 специализированных перегрузочных комплексов и объектов общепортовой инфраструктуры.

     

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен