• 22 февраля 2005

    Петербург зазывает круизные суда

    Петербург добился сохранения безвизовой системы посещения российских портов для пассажиров круизных судов. По крайней мере, об этом заявляют в Комитете по туризму городской администрации. Теперь в городе принялись обсуждать, как лучше привлечь круизные суда в петербургский порт. Тем временем паром Fantaasia, принадлежащий эстонской компании Tallink, на ближайший сезон снят собственником с линии Таллинн-Петербург-Хельсинки и переведен в Средиземное море.

    По данным международной туристской организации, популярность круизного туризма растет. К 2010 году количество круизных пассажиров достигнет 17 млн. человек в год. Большую часть этого рынка составляют американцы. На Балтике их число достигает 75% от общего числа морских путешественников.

     

    Визы не надо

    Круизный туризм является для Санкт-Петербурга одним из перспективных направлений развития городской туриндустрии. Однако, как отметил заместитель председателя Комитета по туризму Петербурга Виктор Пахомов, «не все гладко на этом пути» - депутаты Госдумы попытались провести поправку в федеральное законодательство, которая закрывала бы безвизовый доступ круизных туристов в российские порты. По сведениям чиновника Смольного, сегодня, благодаря активным действиям городского правительства, депутатов петербургского законодательного собрания и бизнесменов, «этот вопрос практически решен и снят с повестки дня». Таким образом, основное препятствие для развития круизного туризма, о котором так много говорилось в последние месяцы, снято. Но поможет ли это увеличить количество судозаходов в порт Петербург пассажирских лайнеров?

     

    Проблема - в другом

    По мнению начальника морской администрации порта (МАП) Санкт-Петербург Петра Паринова, существует еще как минимум две проблемы, связанные с заходами круизных судов петербургский порт. Это - техническая и организационная проблема. Для захода в порт все суда должны преодолеть судоходный канал, движение в котором одностороннее и подчинено жесткому графику. Кроме того, сейчас не все крупные круизные суда, проходящие по Балтике, технически могут зайти в порт Петербург. Город готов принимать суда не выше класса «миллениум». К организационной проблеме Паринов относит проблему изменения портовых сборов с пассажирских судов. «Здесь не должно и не может быть отстаивания отраслевых интересов Минтранса или Санкт-Петербурга, - говорит он. - Если вместо одного доллара с судов требовать один евро, то пассажирские суда могут уже не пойти в Петербург, потому как круизы просчитываются задолго». Изменение портовых сборов, считает Паринов, - «дело очень тонкое», вот почему эти вопросы должны решаться не в одностороннем порядке Министерством транспорта РФ, а с привлечением Морского совета при губернаторе Санкт-Петербурга.

    По оценке руководства МАПа, в 2005 году порт Санкт-Петербург ожидает около 900 пассажирских судозаходов и более 400 тыс. туристов. В прошлом году порт принял 580 пассажирских судов. Выплаты портовых сборов по итогам 2005 года должны составить около $10 млн. Но в случае, если суда просто окажутся от захода в наш порт, федеральный и городской бюджеты потеряют гораздо больше - 200 млн. евро (в эту сумму входит стоимость судового топлива, внутрипортовые услуги и туристическое обслуживание пассажиров).

     

    Балтийские порты хотят работать вместе

    Международная организация «Балтийский круизный проект» призывает Петербург к унификации стандартов обслуживания круизных пассажиров. Руководство проекта считает, что эта мера позволит не только развить петербургский порт как пассажирский, но и даст новый толчок развитию всего круизного туризма на Балтике. Этот проект на сегодня объединяет 12 портов Балтики, причем два из них - Петербург и Таллинн - имеют статус наблюдателей. Сейчас руководство «Балтийского круизного проекта» вновь предлагает правительству Петербурга внести членский взнос (30 млн. евро наличными плюс еще 38 млн. евро в виде услуг российских специалистов) для того, чтобы петербургский порт стал действующим членом организации. Таким образом, по мнению руководителя проекта г-на Оле Андерсена, «ни один порт не может работать с круизными пассажирами в одиночку, потому что мы все объединены, это коллективный продукт».

    Виктор Пахомов счел предложение «Балтийского круизного проекта» весьма уместным и своевременным, ведь в Петербурге началась реализация проекта по строительству нового морского пассажирского комплекса и ведется реконструкция имеющегося пассажирского вокзала в Гавани. «Безусловно, любой проект, который направлен на популяризацию города - это положительно для Санкт-Петербурга», - сказал он. В настоящее время город совместно с депутатами петербургского парламента разрабатывает программу по продвижению Санкт-Петербурга в мировой туриндустрии и развитию туризма на берегах Невы. Вероятно, что членство Петербурга в «Балтийском круизном проекте» будет учтено в новом документе.

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен