• 12 октября 2010

    Ждать у моря таможни

    Говорить о повышении конкурентоспособности российских портов бессмысленно без совершенствования  законодательства, касающегося порядка досмотра судов. Это и комиссионный досмотр, и задержки с прохождением таможни судами, идущими во внутренние водные пути. В настоящее время Минтрансом инициируются изменения в соответствующее законодательство. Процесс их прохождения через другие государственные органы может занять длительное время.

    Кто не ищет внутренних путей?


    Россия ведет работу по открытию внутренних водных путей для судов под иностранными флагами. С этой целью Минтрансом России разработан проект поправок в Кодекс внутреннего водного транспорта, который планируется внести на рассмотрение правительства России в ноябре 2010 года. Это должно способствовать развитию интермодальных перевозок, выстраиванию «сквозных» логистических схем.

    В то же время, действующий порядок досмотра судов в пунктах пропуска, например при перевозках контейнеров на судах река-море из Европы в Россию и далее по ее внутренним водным путям, приведет к дополнительным расходам. К примеру, таможенники могут принять решение о досмотре контейнеров в нижнем ряду, из-за чего придется разгружать весь груз.

    Как пояснили ИАА «ПортНьюс» в Северо-Западном таможенном управлении Федеральной таможенной службы России (СЗТУ), решение о необходимости проведения досмотра принимается на основании «профилей рисков». То есть нет никакой гарантии, что судно не попросят разгружать при досмотре. Как рассказал в беседе с агентством начальник функционирования отделов пункта пропуска СЗТУ Евгений Беспалов, на практике это происходит регулярно, а разрешиться данная проблема может тогда, когда заработает система предварительного информирования.

    Как прокомментировали ИАА «ПортНьюс» в логистической компании «Волго-Балтик Логистик», стоимость перегрузки одного контейнера составляет минимум $100. При этом, конечно, таможенный досмотр не является единственной проблемой для международных перевозок с использованием внутренних водных путей, однако, в отличие от фактора сезонности, эта проблема субъективна и решаема при наличии соответствующей политической воли.

    Благо, опыт соседних стран перед глазами. Так, к примеру, в соседней Финляндии таможня уже за 2-3 суток до прибытия груза знает, есть ли факторы риска, требующие проведения выборочной проверки.  Большая часть финской таможенной документации подготавливается и передается представителем грузовладельца в электронном виде. Оформление всех экспортных грузов полностью переведено на эту форму. Через таможню можно пройти за несколько минут, если все документы в порядке. «Мы делаем иногда выборочные проверки, - рассказал глава таможни Котки Эско Нордлунд. – Основная работа приходится на анализ факторов риска». По словам финского таможенника, когда, к примеру, представители японских и корейских промышленных предприятий планируют новый маршрут для своей продукции, она сначала узнают, каким образом на пути ее следования действуют таможни разных стран. «Дальневосточные поставщики работают с огромными объемами. Они не хотят идти на риск простоя», - подчеркивает Эско Нордлунд. Высокая скорость прохождения таможни в Финляндии является несомненным преимуществом финских терминалов перед российскими.

    Развитие с таможенным законодательством в России усугубляется из-за создания Таможенного союза, ситуация в котором напоминает сюжет из басни про лебедя, рака и щуку. Чтобы что-то изменить, придется ожидать соответствующего решения от наднационального органа – Таможенной комиссии Таможенного союза.

    Комиссары на борту

    Другая проблема, ставшая уже притчей во языцех касается не только таможни, но и других контрольных органов. Речь идет о комиссионном досмотре судов, приходящих из-за границы. По информации агентских организаций, время простоя судов в ожидании комиссии и в ходе ее работы составляет в среднем 8-10 часов. Для крупнотоннажных судов это означает колоссальные убытки, которые никто не возместит.

    Тем не менее, российский Минтранс пытается облегчить работу участникам внешнеэкономической деятельности. Министерством подготовлен проект изменений в закон о государственной границе России, предполагающий отмену комиссионного порядка досмотра. Однако процесс внесения изменений в федеральный закон непрост – он должен быть согласован в федеральных исполнительных органах власти, рассмотрен и одобрен правительством России, внесен на рассмотрение Госдумы, пройти парламентские слушания и быть подписан президентом. Поэтому пока Минтранс подготовил проект внесения изменений в Типовую схему организации пропуска через государственную границу, которые позволят производить погрузо-разгрузочные операции параллельно с работой комиссии.

    Как прокомментировал инициативы министерства директор департамента госполитики в области морского и речного транспорта Минтранса России Алексей Клявин, «предлагаемые нами изменения направлены на отмену действующего в настоящее время комиссионного порядка оформления судов, а также на разрешение проводить погрузо-разгрузочные работы непосредственно после прибытия судна в порт до завершения таможенного, пограничного и других видов контроля с тем, чтобы максимально сократить время нахождения судна на стоянке в ожидании комиссии». По словам Алексея Клявина, судно должно обрабатываться немедленно после прибытия, а государственные органы будут проводить в соответствии с определенной методикой свою работу. Новая технология государственного контроля будет основываться, в том числе, на основе выборочного контроля судов, решение о проведении которого принимается путем анализа предварительной информации.

    «В настоящее время мы находимся в стадии согласования этого приказа с государственными контрольными органами. В целом предложенные изменения поддержаны всеми федеральными органами власти. Когда такой приказ выйдет, мы серьезно облегчим работу и портов и судовладельцев», - подчеркнул Алексей Клявин.

    Виталий Чернов.

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен