СУДС да дело
На протяжении последних лет в российской части Финского залива была создана Региональная система управления движением судов, которая в настоящее время покрывает всю акваторию с помощью наземных радаров, спутниковых систем и телекамер. Однако, в связи со строительством пассажирского порта «Морской фасад» и Западного скоростного диаметра, возникает необходимость размещения в городе дополнительных радиолокационных средств, так как новые объекты создают помехи для существующих радаров. Кроме того, необходимо обеспечить поддержку в судовождении пассажирским судам, идущим в «Морской фасад».
Петербург начинает темнить
По классификации Международной морской организации (ИМО), системы управления движением судов (СУДС) могут быть прибрежными, портовыми и региональными. В конце 2005 года под Санкт-Петербургом было завершено создание региональной СУДС (РСУДС). Она включает в себя прибрежную СУДС, отвечающую за транзитные пути и подходы ко всем российским портам на акватории Финского залива и портовые СУДС портов Большой порт Санкт-Петербург, Приморск, Усть-Луга, Выборг и Высоцк. Центр РСУДС организован на базе исторического Центра «Раскат», расположенного в Петродворце под Санкт-Петербургом, куда стекается вся получаемая радиотехнических постов информация. Работа оператора СУДС похожа на работу авиационного диспетчера – только ведет он не самолет, а суда по морскому каналу. Ошибка оператора также, как и в случае с самолетом, может повлечь за собой катастрофические последствия, особенно если это касается проводки крупных нефтеналивных танкеров. В настоящее время РСУДС Финского залива обслуживает 82 человека, в том числе 39 операторов имеющих высшую квалификацию и огромный опыт работы судоводителями. Финансируется система за счет обязательного сбора с судов, заходящих в порты, который устанавливается Федеральной службой по тарифам России, однако услуги по Прибрежной СУДС предоставляются судам бесплатно.
Внутренняя акватория Большого порта Санкт-Петербург, помимо радиолокационных станций (РЛС), контролируется также при помощи видеокамер, данная информация доступна и службам капитана порта.
Более того, в соответствии с международным Меморандумом от 2001 года, подписанным со стороны России, Финляндии и Эстонии, на РСУДС организован и действует российский Центр Обязательной системы судовых сообщений GOFREP. В соответствии с процедурами GOFREP, Центры обмениваются информацией о движении судов и контролируют акваторию международных вод Финского залива.
Как прокомментировал ИАА «ПортНьюс» начальник РСУДС Иван Готовчиц, «основная цель создания РСУДС достигнута – вся акватория российской части Финского залива находится под контролем и все международные договоры РФ в части обеспечения безопасности мореплавания выполняются в полном объеме».
Тем не менее, активное инфраструктурное развитие Санкт-Петербурга приводит к тому, что возникает необходимость совершенствования и модернизации действующих средств, размещения дополнительных постов и технических систем. Так, строительство Морского фасада делает необходимой установку дополнительных постов для слежения за движением пассажирских судов, планы застройки намывных территорий у Морского фасада в случае их реализации создадут помехи действующим радарам. Такие же помехи создадут и объекты Западного скоростного диаметра, что также потребует размещения дополнительных технических средств. Проблема осложняется тем, что ставить радары в густонаселенной части города – не так просто с точки зрения получения согласований, как на островах Финского залива или в Ленобласти. Правда, по словам Ивана Готовчица, современные технологии позволяют снизить излучение от радара до уровня излучения мобильного телефона.
Кроме того, в планах РСУДС – установка дополнительного радиолокационного поста на границе между акваториями портов Высоцк и Приморск по проливу Беркезунд, где еще осталась «теневая зона» для радиолокационного наблюдения. По словам Ивана Готовчица, новый пост сможет заработать уже в 2012 году. На эти цели федеральным бюджетом предусмотрено порядка 40 млн руб.
Полвека спустя
Отметим, что СУДС в России в 2010 году исполняется 50 лет. Система начиналась с установки в порту Ленинград специально разработанной на базе аэродромной радиолокационной станции «РАСКАТ» в Петродворце, предназначавшейся для помощи судоводителями в сложных метеоусловиях на подходах к порту. Это событие послужило началом создания СУДС в России в целом.
Первоначально береговая радиолокационная система (БРЛС) работала только по запросам с судов и в плохую погоду. Для ее запуска в те времена требовалось около часа, после чего судоводителю давались рекомендации. В 1980-е годы СУДС была дополнена вторым отечественным радаром «Океан». По свидетельству специалистов итальянской компании «Аления», проводившей работы по модернизации системы в 90-х годах, технические характеристики БРЛС «Раскат», проработавшей 30 лет, не уступали характеристикам аналогичных систем в западных странах на момент ее замены. По словам Ивана Готовчица, характеристики первой станции сильно удивили зарубежных специалистов, поскольку они, по сути, аналогичны современным.
В 90-е годы в результате модернизации была сформирована Береговая автоматизированная радиолокационная система (БАРС) УДС в составе трех радаров, один из которых располагался в Петродворце («Раскат»), второй – в Стрельне и третий – в Бронке. БАРС УДС, таким образом, контролировала всю акваторию Большого порта Санкт-Петербург от приемного буя в круглосуточном режиме и была сертифицирована как СУДС высшей категории. В 1998 году она была дополнена системой контроля внутренней акватории порта Санкт-Петербург, для чего был дооснащен пост регулирования движения судов и установлены два автоматизированных поста на внутренней акватории порта, оборудованных радарами и телекамерами.
В 2000-е годы в связи с развитием и строительством новых портов в Финском заливе была поставлена задача строительства Региональной СУДС, в первой очереди которой была введена в эксплуатацию Портовая СУДС в порту Приморск, обеспечивающей слежение за движением нефтеналивных танкеров. Затем были установлены два дополнительных поста на о. Котлин и мысе Шепелевском, как первая очередь Прибрежной СУДС, обеспечивающей контроль за судоходством по транзитным путям. В последующем для слежения за выходом танкеров из российских территориальных вод и завершения проекта Региональной СУДС были смонтированы еще 3 радиолокационных поста на островах Финского залива, а также один на Лужской губе для контроля акватории нового порта Усть-Луга, введены в строй Портовая СУДС Выборг/Высоцк и портовая СУДС порта Усть-Луга. РСУДС оборудована самыми современными техническими средствами включая РЛС, спутниковую систему АИС, телевизионные системы.
Петербург начинает темнить
По классификации Международной морской организации (ИМО), системы управления движением судов (СУДС) могут быть прибрежными, портовыми и региональными. В конце 2005 года под Санкт-Петербургом было завершено создание региональной СУДС (РСУДС). Она включает в себя прибрежную СУДС, отвечающую за транзитные пути и подходы ко всем российским портам на акватории Финского залива и портовые СУДС портов Большой порт Санкт-Петербург, Приморск, Усть-Луга, Выборг и Высоцк. Центр РСУДС организован на базе исторического Центра «Раскат», расположенного в Петродворце под Санкт-Петербургом, куда стекается вся получаемая радиотехнических постов информация. Работа оператора СУДС похожа на работу авиационного диспетчера – только ведет он не самолет, а суда по морскому каналу. Ошибка оператора также, как и в случае с самолетом, может повлечь за собой катастрофические последствия, особенно если это касается проводки крупных нефтеналивных танкеров. В настоящее время РСУДС Финского залива обслуживает 82 человека, в том числе 39 операторов имеющих высшую квалификацию и огромный опыт работы судоводителями. Финансируется система за счет обязательного сбора с судов, заходящих в порты, который устанавливается Федеральной службой по тарифам России, однако услуги по Прибрежной СУДС предоставляются судам бесплатно.
Внутренняя акватория Большого порта Санкт-Петербург, помимо радиолокационных станций (РЛС), контролируется также при помощи видеокамер, данная информация доступна и службам капитана порта.
Более того, в соответствии с международным Меморандумом от 2001 года, подписанным со стороны России, Финляндии и Эстонии, на РСУДС организован и действует российский Центр Обязательной системы судовых сообщений GOFREP. В соответствии с процедурами GOFREP, Центры обмениваются информацией о движении судов и контролируют акваторию международных вод Финского залива.
Как прокомментировал ИАА «ПортНьюс» начальник РСУДС Иван Готовчиц, «основная цель создания РСУДС достигнута – вся акватория российской части Финского залива находится под контролем и все международные договоры РФ в части обеспечения безопасности мореплавания выполняются в полном объеме».
Тем не менее, активное инфраструктурное развитие Санкт-Петербурга приводит к тому, что возникает необходимость совершенствования и модернизации действующих средств, размещения дополнительных постов и технических систем. Так, строительство Морского фасада делает необходимой установку дополнительных постов для слежения за движением пассажирских судов, планы застройки намывных территорий у Морского фасада в случае их реализации создадут помехи действующим радарам. Такие же помехи создадут и объекты Западного скоростного диаметра, что также потребует размещения дополнительных технических средств. Проблема осложняется тем, что ставить радары в густонаселенной части города – не так просто с точки зрения получения согласований, как на островах Финского залива или в Ленобласти. Правда, по словам Ивана Готовчица, современные технологии позволяют снизить излучение от радара до уровня излучения мобильного телефона.
Кроме того, в планах РСУДС – установка дополнительного радиолокационного поста на границе между акваториями портов Высоцк и Приморск по проливу Беркезунд, где еще осталась «теневая зона» для радиолокационного наблюдения. По словам Ивана Готовчица, новый пост сможет заработать уже в 2012 году. На эти цели федеральным бюджетом предусмотрено порядка 40 млн руб.
Полвека спустя
Отметим, что СУДС в России в 2010 году исполняется 50 лет. Система начиналась с установки в порту Ленинград специально разработанной на базе аэродромной радиолокационной станции «РАСКАТ» в Петродворце, предназначавшейся для помощи судоводителями в сложных метеоусловиях на подходах к порту. Это событие послужило началом создания СУДС в России в целом.
Первоначально береговая радиолокационная система (БРЛС) работала только по запросам с судов и в плохую погоду. Для ее запуска в те времена требовалось около часа, после чего судоводителю давались рекомендации. В 1980-е годы СУДС была дополнена вторым отечественным радаром «Океан». По свидетельству специалистов итальянской компании «Аления», проводившей работы по модернизации системы в 90-х годах, технические характеристики БРЛС «Раскат», проработавшей 30 лет, не уступали характеристикам аналогичных систем в западных странах на момент ее замены. По словам Ивана Готовчица, характеристики первой станции сильно удивили зарубежных специалистов, поскольку они, по сути, аналогичны современным.
В 90-е годы в результате модернизации была сформирована Береговая автоматизированная радиолокационная система (БАРС) УДС в составе трех радаров, один из которых располагался в Петродворце («Раскат»), второй – в Стрельне и третий – в Бронке. БАРС УДС, таким образом, контролировала всю акваторию Большого порта Санкт-Петербург от приемного буя в круглосуточном режиме и была сертифицирована как СУДС высшей категории. В 1998 году она была дополнена системой контроля внутренней акватории порта Санкт-Петербург, для чего был дооснащен пост регулирования движения судов и установлены два автоматизированных поста на внутренней акватории порта, оборудованных радарами и телекамерами.
В 2000-е годы в связи с развитием и строительством новых портов в Финском заливе была поставлена задача строительства Региональной СУДС, в первой очереди которой была введена в эксплуатацию Портовая СУДС в порту Приморск, обеспечивающей слежение за движением нефтеналивных танкеров. Затем были установлены два дополнительных поста на о. Котлин и мысе Шепелевском, как первая очередь Прибрежной СУДС, обеспечивающей контроль за судоходством по транзитным путям. В последующем для слежения за выходом танкеров из российских территориальных вод и завершения проекта Региональной СУДС были смонтированы еще 3 радиолокационных поста на островах Финского залива, а также один на Лужской губе для контроля акватории нового порта Усть-Луга, введены в строй Портовая СУДС Выборг/Высоцк и портовая СУДС порта Усть-Луга. РСУДС оборудована самыми современными техническими средствами включая РЛС, спутниковую систему АИС, телевизионные системы.
Виталий Чернов.