• Home
  • Relevant Topics
  • Спецморинспекция утонет в разгар навигации
  • 24 марта 2005

    Спецморинспекция утонет в разгар навигации

    Правительство РФ в рамках административной реформы вышло на новый этап борьбы с коррупцией. Согласно подписанному на днях премьер-министром РФ распоряжению правительства о ликвидации ФГУПов, все 19 Специализированных морских инспекций будут ликвидированы. При этом функции контроля за состоянием морских вод России, будут переданы Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). Ожидается, что численность морских инспекторов в результате будет сокращена в 11 раз.

     

    Реорганизация не вовремя

    Распоряжение о ликвидации Спецморинспекций, подписанное Михаилом Фрадковым ожидали давно. Сотрудники ФГУП не являются, с юридической точки зрения, государственными чиновниками, поэтому не могут осуществлять контроль и надзор за работой предпринимателей. Тем не менее, в полную ликвидацию Спецморинспекций, контролирующие морской бизнес службы и бизнесмены предпочитали не верить. Поэтому документ имел эффект «разорвавшейся бомбы». Как оказалось, ни сотрудники Спецморинспекций, ни представители региональных управлений Росприроднадзора не имеют представления о том, как им работать дальше, сохраняя прежнюю эффективность.

    До конца марта федеральное правительство обязано сформировать рабочую группу, которая приступит к выполнению всех ликвидационных мероприятий по Спецморинспекциям. Имущество будет передано на баланс Росприроднадзора, сотрудники будут переведены в штат Федеральной службы со значительным сокращением. К 1 июня 2005 года, в самый разгар летней навигации, контролировать морскую акваторию будет новое ведомство.

     

    Нужных резервов у государства нет

    В настоящее время численность сотрудников всех российских Спецморинспекций составляет примерно 900 человек. При том, что весь Росприроднадзор состоит сегодня из 3200 человек, резервы численности для новой службы морских инспекторов не превысят 80 мест. Таким образом, сократят большую часть работающих сегодня в Спецморинспекциях опытных сотрудников.

    Такая ситуация не устраивает не только ликвидируемых инспекторов, но и сам Росприроднадзор. На состоявшейся недавно в Москве пресс-конференции, заместитель руководителя этой службы Олег Митволь обратил внимание на то, что в настоящее время "ощущается острая нехватка сотрудников в штате службы ". В частности, надзор за природопользователями осуществляют 400 инспекторов, в то время как для нормального функционирования службы их необходимо минимум 120 тысяч. Только в Московской области - 12 инспекторов, из которых 6 инспекторов лесного контроля, 4 инспектора водного контроля и 2 инспектора по контролю за использованием недр. Дефицит сотрудников усугубляется еще и тем, что по административному кодексу инспекторы должны работать попарно. Когда в Правительстве решили передать Росприроднадзору функции, ранее выполнявшиеся спецморинспекцией, «нам забыли передать численность, фонд заработной платы и материальные средства", - подчеркнул Митволь.

     

    Балтийским инспекторам «повезет»

    Балтийская инспекция, например, насчитывает 48 человек, из которых примерно 70% - инспекторский состав. По словам руководителя Северо-Западного управления Росприроднадзора Александра Обуховского, «максимальная численность инспекторов, которую удастся сохранить в Балтийском регионе - это 7-10 человек». Эти люди должны будут контролировать огромную акваторию - бухту Вознесенье на Онежском озере, реку Свирь, Ладогу, Неву и прибрежную зону Финского залива в границах Ленинградской области.

    Калининградскую инспекцию постигнет более массовое сокращение. Из нее в штат Росприроднадзора перейдут только 5 человек. «В ближайшее время сотрудников всех инспекций поставят в известность о ликвидации предприятия, и о предстоящем увольнении», - добавил Обуховский в интервью ИА «ПортНьюс».

     

    За помощью обратятся в регионы

    Обуховский считает ситуацию с сохранением необходимого морского контроля на Северо-Западе сложной, но не безвыходной. «Мы рассчитываем на взаимодействие с субъектами федерации, - отметил он в разговоре с корреспондентом ИА «ПортНьюс». - С правительством Санкт-Петербурга определенные договоренности на этот счет уже имеются».

    Председатель Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга Дмитрий Голубев сообщил ИА «ПортНьюс», что решение о поддержке Росприроднадзора в сфере охраны морских вод город, безусловно, будет оказывать. «Мы заинтересованы в том, чтобы эта служба функционировала эффективно», - сказал он. Но размер помощи будет зависеть от того, какие именно функции будут предписаны Росприроднадзору - контроль за экологией или за состоянием водных ресурсов. Комитет по природопользованию в большей степени интересует экология города.

    «Мы тоже своими силами ведем борьбу с нефтеразливами, но если государство не будет наказывать виновных, взыскивать с них штрафы за нанесенный ущерб, то наша работа будет бессмысленной», - считает Голубев. Поэтому, комитет готов обеспечить Росприроднадзор «техническими средствами». Это означает, что город предоставит инспекторам Росприроднадзора данные мониторинга акватории. Кроме того, рассматривается возможность принять на городской баланс флот Балтспецморинспекции - 6 судов, в числе которых судно «ЭКО-патруль».

     

    Бункеровщиков оставят без контроля

    Мнение самой Балтспецморинспекции о предстоящей ликвидации можно считать предвзятым, ведь этой структуре предстоит пережить массовое увольнение. Заместитель начальника Балтспецморинспекции Александр Зорохов не скрывает, что при таком развитии событий, которое предлагает федеральное правительство, в порту начнется произвол. «Это распоряжение даст эффект аналогичный упразднению в 2002 году лицензий на бункерную деятельность, - считает он. - Теперь контроля за бункеровщиками не будет вовсе. Что могут успеть 7-10 человек на большой территории в разгар навигации?»

    Портовики расценивают реорганизацию морского инспектората по-разному. Например, заместитель генерального директора бункерной компании «ЛУКОЙЛ-Нева» Дмитрий Рулевский считает, что «вопрос не в количестве инспекторов, а в качестве их работы». Он отметил в интервью ИА «ПортНьюс», что «и семь человек вполне могут справиться с задачей. Иногда один специалист может работать за десятерых». Поэтому в вопросе о целесообразности передачи полномочий по охране морских вод от Спецморинспекции Росприроднадзору «все будет зависеть от организации работ».

    Юрист ОАО «ЭКО-Феникс Холдинг» Алексей Белов отмечает недостаточность морских инспекторов в порту Санкт-Петербурга: «Их сил и средств и сейчас недостаточно». Если не удастся предотвратить сокращение количества инспекторов, то уже этим летом «появится множество неконтролируемых объектов», считает он. «Это прекрасная возможность для разведения бардака!»

    Руководство Росприроднадзора не оставляет надежду, что вопрос с морским контролем будет решен иначе. «Я думаю, что следует ожидать определенных изменений в государстве, направленных на усиление служб по надзору за природопользованием», - предполагает Обуховский. "Кто-то поставил задачу уничтожить систему экологического контроля. Но мы будем держаться до последнего," . заключает Олег Митволь.


Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен