• 7 апреля 2005

    В Петербурге создают новый План ЛАРН

    Комитет по природопользованию Петербурга приступил к подготовке нового городского Плана Ликвидации аварийных разливов нефти (ЛАРН). Ожидается, что этот документ будет иметь весьма значительные как для нефтебизнеса, так и для экологии города нововведения.

     

    Рискованная грузоперевалка защищена планом ЛАРН

    По статистике, предоставленной Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности правительства Санкт-Петербурга, вероятность риска разлива нефти или нефтепродуктов на Неве и в Финском заливе составляет 0,25 на 1000 судозаходов. При этом к понятию «нефтеразлив» относится любое количество топлива, несанкционированно (в результате аварии, либо предумышленного слива за борт загрязненных судовых вод) попавшего в воду. Специалисты комитета подсчитали, что среди источников загрязнения моря доля морских операций составляет 15%, доля операций с танкерами - 7% и непосредственно аварии танкеров - только 3%. В прошлогоднюю навигацию по Неве прошло 7432 судна, из которых 2345 танкеров и наливных барж. В 2003 году интенсивность движения была еще выше - 8637 судно, из которых 2521 танкеров. Таким образом, значительное внимание в работе по предотвращению нефтеразливов контролирующие органы уделяют безопасности работ по перевалке грузов на морские и речные суда.

     

    Существующий сегодня в городе План ЛАРН был принят в 2002 году на срок до 2006 года. Его действие распространяется на всю территорию внутри городской черты, в том числе на часть акватории Финского залива, вне зоны ответственности морской администрации порта Санкт-Петербург (в основном курортная зона Финского залива). Дежурная служба по контролю за нефтеразливами располагается в Комитете по природопользованию, однако, при обнаружении нефтяного пятна, к его ликвидации мгновенно подключаются все специализированные региональные и федеральные службы. В частности, в нынешнем плане ЛАРН задействованы городские ГУПы «ПиЛАРН», «Ленводхоз», «ИЦЭР», а так же управление Гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (ГО и ЧС) по Санкт-Петербургу, Балтспецморинспекция, Невско-Ладожское бассейновое водное управление, Ростехнадзор иГБУ «Волго-Балт». Кроме того, в плане ЛАРН учтены средства по ликвидации разливов одной частной компании . ОАО «ЭКО Феникс Холдинг».

     


    Темно-синим цветом на схеме указана зона ответственности Комитета по природопользованию СПб

     

    Новый План унифицирует контроль

    Говорить о достаточности технических средств, привлекаемых сегодня по плану ЛАРН в случае возникновения чрезвычайной ситуации (ЧС) преждевременно, считает начальник отдела контроля природоохранных работ Комитета по природопользованию Санкт-Петербурга Игорь Березин. По его мнению, сегодня проблема обеспечения безопасности города заключается не в достаточности технических средств, а в слаженности действий всех структур при наступлении ЧС и в четкой работе по предупреждению разливов нефти. Поэтому в новом Плане ЛАРН, который в течение нынешнего года подготовит Комитет, акцент будет сделан на унификации контроля за работой частных компаний.

     

     

    За ликвидацию разливов бизнес заплатит авансом

    По словам Березина, на поддержание служб ЛАРН из городского бюджета ежегодно необходимо тратить примерно 40 млн. рублей. Но Петербург не является участником рынка, отмечает Березин, следовательно, сам город нефтеразливов не совершает. Несмотря на это, за ликвидацию разливов пока платит городской бюджет. «Это не справедливо и экономически не верно», - говорит собеседник агентства. Поскольку причину и виновника разлива выявить удается не всегда, поступления в виде штрафов за причиненный городу экологический ущерб, а так же компенсаций за работу спецслужб по уборке нефтяного пятна гарантировать невозможно. Поэтому целесообразно ввести специальный сбор с хозяйствующих субъектов за право ведения бизнеса, сопряженного с опасностью разлива. Для ведения такого сбора, в соответствии с международным опытом, необходимо внести изменения в законодательную базу на федеральном уровне, поэтому получение денег от бизнеса на поддержание служб ЛАРН - вопрос времени.

     

    В интервью ИА «ПортНьюс» Березин отметил, что в ближайшее время выйдет постановление Правительства Санкт-Петербурга о порядке согласования планов ЛАРН частными компаниями. Если раньше место согласования таких планов не было конкретизировано - предприниматель мог обратиться как в региональные, городские, так и в районные контролирующие службы - то, по новому постановлению, будет предусмотрено обязательное согласование всех планов ЛАРН в Комитете по природопользованию Санкт-Петербурга и в ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу. Резолюции районных и территориальных органов будет недостаточно.

     

     

    Плавсредства частников учтут

    При работе в этом году над новым Планом, Комитет по природопользованию намерен учитывать плавсредства частных компаний Петербурга и Ленобласти. Наличие в старом Плане ЛАРН технических средств только одной компании, по словам Березина, объясняется отсутствием в 2002 году необходимой техники у других участников рынка. «Пока что нам дешевле иметь в распоряжении свои суда, чем привлекать коммерческие», - говорит Березин. Для обновления флота ГУП «ПиЛАРН» в конце лета будет получено новое судно экологического обеспечения «Редут», строящееся сейчас на предприятии «Судоэкология». В ближайших планах городских властей приобрести еще 2-3 экологических судна.

     

    Проект нового Плана ЛАРН для Петербурга будет обсуждаться на заседаниях межведомственной комиссии по координации деятельности в области перемещения нефтепродуктов при городском Правительстве в середине мая. «ПортНьюс» будет следить за развитием событий.

     

    6 апреля 2005 г.

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен