• Home
  • Relevant Topics
  • «Янтарь» приступает к строительству порта в Ломоносове
  • 5 мая 2005

    «Янтарь» приступает к строительству порта в Ломоносове


    Строительство нового морского торгового порта в Ломоносове начнется после 15 мая. ЗАО «Янтарь», созданное специально для реализации проекта, намерено приступить к строительству порта на собственные деньги, не дожидаясь заключения партнерских отношений c гонконгским инвестором Hutchinson Port Holding.

     

     

     

    Без партнеров

    Решение о строительстве порта в Ломоносове принято федеральным правительством несколько лет назад (в 1998 году), одновременно с решением по строительству новых портов на территории Ленинградской области: Усть-Луга, Бухта Батарейная, Высоцк. Основная специализация нового порта Ломоносов - перевалка контейнерных грузов. Для воплощения проекта в июне 2001 года было создано ЗАО «Янтарь», а с осени 2003 года общество получило полное право на проект и его реализацию. Соответствующее постановление губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко было подписано в конце 2003 года, тогда же «Янтарь» получил в долгосрочную аренду земельный участок 3,4 га на берегу Финского залива, в 35 км от Петербурга. К настоящему моменту «Янтарем» подготовлено и согласовано в Минтрансе технико-экономическое обоснование (ТЭО) строительства нового порта. Проектантом традиционно выступило ОАО «ЛенморНИИпроект».

     

    «К подготовке территории для строительства порта и к разбивке строительной площадки мы приступим уже после 15 мая», - заявил корреспонденту ИА «ПортНьюс» генеральный директор ЗАО «Янтарь» Юрий Ткач. При этом все работы на первоначальном этапе «Янтарь» намерен осуществлять за свой счет, поскольку переговоры с потенциальными инвесторами - компанией Hutchinson Port Holding (Гонконг) уже на протяжении нескольких месяцев находятся в «стадии меморандума».

     

    В июле 2004 г. китайский Hutchinson и ЗАО "Янтарь" подписали протокол о намерениях. Согласно этому документу, китайская сторона финансирует проект по созданию порта в обмен на контрольный пакет акций "Янтаря". С момента подписания меморандума «Янтарь» прекратил поиск других потенциальных инвесторов, однако, заключение договора затягивается.

     

    «Переговоры с Hutchinson ведутся непросто в силу особого менталитета руководства этой компании», - говорит Юрий Ткач. Он отметил, что китайцы тщательно анализируют каждое свое решение и перед заключением контракта провели проверку деятельности ЗАО «Янтарь». В частности, аудиту от Hutchinson подверглись коммерческо-операционные возможности компании по управлению будущим контейнерным терминалом, а так же финансовые и юридические стороны деятельности ЗАО «Янтарь». «Проверка имела положительные результаты, теперь прорабатываются юридические вопросы. Я думаю, что решение по контракту с Hutchinson будет принято не ранее начала июня», - уточнил Ткач.

     

     

     

    Строительство по длинному сценарию

    Объем инвестиций в строительство порта оценивается в $210-300 млн. В настоящее время рассматривается два варианта практического осуществления проекта: в три очереди и единовременно на полный грузооборот. Решение о том, какой вариант будет принят, зависит полностью от инвестора. При финансировании проекта собственными силами «Янтарь» нацелен на поэтапное строительство. Ввод первой очереди порта мощностью около 2 млн. тонн накатных и контейнерных грузов, в таком случае, состоится через полтора-два года после начала строительства, а выход на полную мощность - примерно 6 млн. тонн грузов в год (в том числе контейнеры 600 тыс. TEU) - через 4-6 лет. В случае подключения к проекту инвестора, полный цикл строительства может составить два года.

     

     

     

    В ожидании тендеров

    Дноуглубительные работы в порту ЗАО «Янтарь» будет проводить собственными силами с последующим возвратом ФГУП «Росморпорт» затраченных средств за счет части портовых сборов. Аналогичная схема была предложена «Росморпортом» НК «ЛУКОЙЛ» при строительстве морского терминала по перевалке нефти и нефтепродуктов в порту Высоцк. Не исключено также, что и развитие железнодорожных подходов к порту будет вестись «Янтарем» на базе механизма частно-государственного партнерства с ОАО «Российские железные дороги». Как известно, первопроходцем в строительстве железнодорожных подходов к частному порту был опять же «ЛУКОЙЛ» в порту «Высоцк».

     

    В настоящее время уже ведутся переговоры между «Росморпортом», голландской компанией «Боскалис» и рядом коммерческих банков по проведению дноуглубительных работ. Возможно, считает Юрий Ткач, что предпочтение будет отдано голландскому подрядчику, который уже имеет положительный опыт работы с «Росморпортом». Генподрядчик по строительству береговой части порта будет определен в скором времени по результатам тендера, который пока не объявлен. Причем, если основная часть финансирования строительства будет осуществляться на собственные средства ЗАО «Янтарь», то тендер будет проведен среди российских компаний. При подключении к проекту компании Hutchinson - тендер примет международные масштабы.

     

     

     

    На контейнерном рынке становится тесно

    Эксперты рынка стивидорных услуг считают, что новый порт в Ломоносове сможет достаточно серьезно повлиять на схему перевалки контейнерных грузов в Санкт-Петербурге. Если исполнятся намерения основных игроков контейнерного рынка - ЗАО «Первый контейнерный терминал», ОАО «Петролеспорт», ООО «Моби Дик», ОАО «Балтийский контейнерный терминал» - значительно увеличить объем перевалки контейнеров, то к 2010 году контейнерооборот в порту Петербурга намного превысит 3 млн. TEU в год. При таком раскладе почти 600 тыс. TEU, которые отводит для себя строящийся порт Ломоносов, заставит конкурентов внести коррективы в свои планы. По прогнозам Ассоциации морских торговых портов (АСОП), в рассматриваемый период полный годовой контейнерооборот в СЗФО будет составлять 2 млн. TEU. Следовательно, не все проекты по развитию контейнерных перевалочных мощностей будут востребованы грузовладельцами.

     

     

    5 мая 2005 г.

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен