• 11 мая 2005

    Сколько стоит порт построить?


    Строительство в Петербурге морского вокзала для приема круизных лайнеров, судя по всему, действительно начнется этим летом. Разрешение Правительства РФ на строительство «Морского фасада» получено, федеральные средства в бюджете предусмотрены в объеме $200 млн., конкурсы на определение подрядчиков строительных работ близятся к завершению. Однако смогут ли менеджеры проекта сдать первую очередь пассажирского терминала в 2008 году, не столь очевидно. «Управляющая компания «Морской фасад», созданная для реализации проекта, до сих пор не назвала негосударственные источники финансирования главной стройки Санкт-Петербурга.

     

     

     

    Федеральные деньги есть

    Правительственное распоряжение N 512-р о начале в 2005 году строительства морского пассажирского терминала на Васильевском острове для развития морского туризма вышло в свет еще 29 апреля. По словам вице-президента ООО «УК «Морской фасад» Серика Жусупова, сомнений в обеспечении государственного финансирования нет: государство готово оплатить строительство федеральных объектов. Уже в нынешнем году из 6 млрд. рублей, предусмотренных бюджетом страны на строительство «Морского фасада», будет перечислено 600 млн., в 2006 году - 2,5 млрд. рублей, в 2007-2008 годах - оставшаяся сумма. К работам за счет федерального бюджета относят создание морской акватории пассажирского порта, строительство подходного канала для больших круизных судов, а также обеспечение строящегося терминала инженерной инфраструктурой, средствами навигационного оборудования и экологический мониторинг. Намыв территории, причалы и здание вокзала должны быть построены на деньги частных инвесторов. Серик Жусупов сообщил, что для создания необходимых гидротехнических сооружений потребуется еще около $241 млн. частных инвестиций.

     

     

     

    Частные инвестиции только обещают

    На состоявшейся на прошлой неделе пресс-конференции, руководство УК «Морской фасад» не смогло дать внятного ответа журналистам о том насколько обеспечено влияние частных средств в проект. «Сейчас мы находимся в стадии переговоров с неким пулом инвесторов, в число которых входят крупные западные строительные компании и финансовые организации. Они проявляют большой интерес к проекту. Но до тех пор, пока пул окончательно не сформирован, о нем говорить еще рано», - заявил президент ООО «УК «Морской фасад» Шавкат Кары-Ниязов. Однако в Петербурге существует мнение, которое анонимно поддерживается разными бизнесменами и правительственными чиновниками, а так же подчеркивается престижными деловыми СМИ, что строить морской пассажирский терминал на Васильевском острове будут в основном на деньги депутата Государственной думы, председателя Ассоциации морских портов России Виталия Южилина. Как известно, он ранее являлся совладельцем крупного пакета акций ОАО «Морской порт Санкт-Петербург». Летом прошлого года контрольный пакет акций «Морпорта» был продан Новолипецкому металлургическому комбинату. По неофициальным данным, сумма этой сделки составила $140 млн.

     

    Жизнеспособность такой версии сегодня не может подтвердить никто из доступных для общения с журналистами и причастных к «Морскому фасаду» лиц. Созданная месяц назад управляющая компания только усложнила схему реализации проекта. Сегодня, по словам Кары-Ниязова, УК «Морской фасад» стала управляющим органом компании «Морской фасад Санкт-Петербург» и в ближайшие дни возьмет на себя управление второй заинтересованной в проекте компанией - «Перспектива». Причем первая компания должна была по первоначальным планам заниматься строительством порта, а вторая - возводить береговую застройку. Теперь, с появлением управляющего органа, всеми финансовыми потоками огромной стройки будут управлять централизовано. При этом состав учредителей управляющей компании не разглашается. На прямые вопросы журналистов Кары-Ниязов ответил отказом: «В течение месяца мы завершим все юридические процедуры и сможем назвать состав наших учредителей».

     

     

     

    Инвестиции вернутся

    Тем не менее, сам проект «Морской фасад» обещает быть окупаемым. По ТЭО проекта срок его окупаемости составляет 10 лет. Руководство УК «Морской фасад» эти сроки не подтверждает и не опровергает, ссылаясь на отсутствие на сегодняшний день четкой пропорции между заемными и государственными средствами. В то же время председатель Комитета по транспортно-транзитной политике Санкт-Петербурга Андрей Карпов в беседе с корреспондентом ИА «ПортНьюс» отметил, что «сама прокладка подходного канала уже резко повышает ликвидность проекта». Кроме того, считает он, намытые территории продать достаточно легко. «На мой взгляд, срок окупаемости этого проекта невелик, поэтому его можно построить даже на кредитные средства банков», - полагает Карпов.

     

    Вернуть вложенные в пассажирский терминал средства авторы проекта рассчитывают за счет притока в Санкт-Петербург туристов. Если в прошлом году Петербург посетило около 420 тыс. морских туристов, то уже к 2010-2012 годам, при условии ввода в эксплуатацию нового терминала, поток туристов может составить 1,2 млн. человек в год. Причем основной приток пассажиров в новый порт Петербурга планируется за счет увеличения числа заходов крупных круизных лайнеров, которые сейчас вынуждены обходить город на Неве из-за неготовности портовой инфраструктуры к цивилизованному обслуживанию туристов.

     

     

    11 мая 2005 г.

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен