Выступление Виктора Олерского на совещании Морской коллегии
– Уважаемый Игорь Евгеньевич! Уважаемые Члены Морской Коллегии!
Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная президентом Российской Федерации 27 июля 2001 года, определяет государственную политику Российской Федерации в области морской деятельности - национальную морскую политику Российской Федерации. В соответствии с Морской доктриной, важнейшим элементом национальной морской политики является обеспечение безопасности морской деятельности.
В Морской доктрине установлено, что безопасность морской деятельности включает в себя безопасность мореплавания, поиск и спасание на море, защиту и сохранение морской среды. В своем докладе я остановлюсь на реализации каждого из названных компонентов.
Безопасность мореплавания
Первое направление: неукоснительное соблюдение соответствующих норм международного права и российского законодательства.
Морское судоходство является одной из самых интернациональных и глобализированных отраслей мировой экономики. В связи с этим регулирование морского судоходства, и, прежде всего, вопросов безопасности мореплавания осуществляется на глобальном уровне, исходя из принципа универсальности применения международных признанных норм. Организация Объединенных Наций и ее специализированные институты, такие как Международная морская организация, Международная организация труда и другие, разработали и продолжают разрабатывать международные стандарты в области мореплавания, которые включают в себя и эффективные механизмы принуждения к выполнению этих стандартов.
Российская Федерация является стороной более чем 40 основополагающих международных конвенций и кодексов в области обеспечения безопасности мореплавания, поиска и спасания на море, защиты и сохранения морской среды. Мы продолжаем работу по интеграции России в это международное правовое поле. За последние 2 года Российская Федерация присоединилась к 4 важным международным инструментам в рассматриваемой области. Это:
Международная конвенция по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству 1990 года;
Международная конвенция о гражданской ответственности за загрязнение моря бункерным топливом;
Приложение VI к международной конвенции о предотвращении загрязнения окружающей среды с судов – МАРПОЛ, устанавливающее правила предотвращения загрязнения воздушной среды с судов;
Международная конвенция о контроле судовых балластных вод и осадков и управлении ими 2004 года (постановление правительства принято 28 марта 2012 года, конвенция вступит в силу для России через 3 месяца после официального уведомления генерального секретаря ИМО – это уведомление еще не сделано).
Из важнейших национальных документов, принятых за последнее время и регламентирующих безопасность морской деятельности, следует отметить Федеральный закон от 14 июня 2011 года № 141-ФЗ, вносящий поправки в Кодекс торгового мореплавания. Поправки привели КТМ в соответствие с международными нормами в части страхования гражданской ответственности за загрязнение окружающей среды нефтью, перевозимой в качестве груза и в качестве бункерного топлива, регулирования классификации и освидетельствования судов, устранены излишние административные процедуры при регистрации судов под государственным флагом Российской Федерации (исключено согласование бербоут-чартера с Ространснадзором, увеличены сроки регистрации в бербоут-чартере), определены организационные вопросы навигационно-гидрографического обеспечения безопасности мореплавания в морских портах и на подходах к ним, создана правовая основа для издания положения о дипломировании всех моряков (включая рыбаков), отрегулирована схема утверждения минимального состава судна (минимальный состав назначается в соответствии с требованиями, установленными Минтрансом) и др.
Огромное значение для морской отрасли и обеспечения безопасности мореплавания и судоходства имеет принятый 7 ноября 2011 года Федеральный закон № 305-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией мер государственной поддержки судостроения и судоходства». Этот закон устанавливает экономический режим для судовладельцев, зарегистрировавших свои суда в Российском международном реестре судов, соизмеримый с соответствующими режимами наиболее привлекательных флагов. При этом российский флаг не становится флагом открытой регистрации, или так называемым «удобным» флагом, поскольку законом предусмотрено требование о том, что судовладелец должен быть резидентом Российской Федерации. Наибольшие льготы в соответствии с новым законом получат те суда, которые построены на российских верфях и зарегистрированы под российским флагом. Судовладельцы уже среагировали на новый закон и с ноября 2011 года по настоящее время в Российском международном реестре зарегистрировано более 70 судов, большая часть которых вновь построенные или достаточно новые суда.
В 2012 году приняты еще 3 федеральных закона, имеющих отношение к торговому мореплаванию: изменения в Кодекс об административных правонарушениях в части ответственности за нарушение правил государственной регистрации судов и нарушение правил лоцманской проводки; изменения в Гражданский процессуальный кодекс в части подсудности исков о невыплате зарплаты и нарушение социальных прав моряков. На подписи у президента Российской Федерации находится принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации федеральный закон о понятии маломерного судна. В связи с введением понятия «маломерное судно» в Кодекс торгового мореплавания и в Кодекс внутреннего водного транспорта внесены поправки, связанные с государственной регистрацией судов и прав на них, включая маломерные суда, а также с классификацией и освидетельствованием судов. Законом исчерпывающим образом устанавливаются как механизмы государственной регистрации судов и прав на них, так и регистрирующие органы. Кроме того, впервые установлена норма, исключающая обязанность регистрировать незначительно малые плавсредства и спортивные суда, фактически не участвующие в мореплавании и судоходстве.
В Государственной Думе сегодня находятся на рассмотрении еще 3 важных для отрасли законопроекта, подготовленные Минтрансом России.
Проект Федерального закона о Северном морском пути, предусматривает законодательное закрепление существования Администрации Севморпути и ее функций; регулирование принципов оказания услуг на Севморпути; установление правил плавания судов в этой акватории. Мы уверены, что Государственная Дума и ее Комитет по транспорту смогут в эту сессию завершить работу над законопроектом. В ближайшее время ожидается принятие в первом чтении законопроекта и об определении понятия «рыболовное судно» с целью исключения широкого толкования ныне действующего термина «судно рыбопромыслового флота», которое сегодня распространяется на все суда, так или иначе связанные с рыболовством (танкеры, рефрижераторы, буксиры и т.п.).
Государственной Думой принят в первом чтении законопроект, предусматривающий внесение изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта и ряд других законов. В этом законопроекте мы предложили установить на внутренних водных путях систему государственного портового контроля, создав орган, ответственный за безопасность на реке - Администрацию речного бассейна. Кроме того предлагается обязать судовладельцев разработать и применять систему управления безопасностью судоходства, а также ввести страхование гражданской ответственности за ущерб от основных рисков от судоходной деятельности (подъем затонувшего имущества, ущерб окружающей среде, ущерб имуществу). К сожалению, мы столкнулись с неконструктивным подходом Комитета по транспорту Государственной Думы к решению поднятых проблем, в результате чего подготовка законопроекта ко второму чтению необоснованно затянута. Текст законопроекта ко второму чтению согласован с правительством Российской Федерации, Государственным правовым управлением администрации президента Российской Федерации, Правовым управлением Госдумы и мы надеемся, что Комитет по транспорту в ближайшее время завершит работу над законопроектом. Минтранс России готов оказать все возможное содействие в работе Комитета по этому вопросу.
После принятии поправок в Кодекс внутреннего водного транспорта предстоит еще большая работа по созданию администраций речных бассейнов, служб капитанов речных бассейнов, внедрения требований СУБ, реорганизации системы обеспечения безопасности судоходства на ВВП, и мы к этой работе готовы уже сегодня.
В 2011 году Минтрансом подготовлен и целый ряд ведомственных нормативных актов, регулирующих отношения в области торгового мореплавания. Полагаю, что положительную роль в ускорении оформления судов в портах сыграла новая редакция Типовой схемы организации пункта пропуска в морском порту. Приняты Обязательные постановления по девяти морским портам Российской Федерации, в том числе по морскому порту Санкт-Петербург. Приказами Минтранса утверждены правила ведения судового журнала, машинного журнала и др. Всего за 2011 год было принято 107 нормативных правовых актов различного уровня в области морского и внутреннего водного транспорта.
Второе направление: поддержание, совершенствование и развитие средств навигационно-гидрографического и гидрометеорологического обеспечения.
В целях модернизации и развития системы навигационного обеспечения на трассах Северного морского пути планомерно осуществляются регламентные работы и обновление существующих плавучих и береговых средств навигационного оборудования - СНО, оснащение их энергосберегающей аппаратурой, использование альтернативных источников питания (солнечные панели, роторные ветрогенераторы и аккумуляторные батареи нового поколения). Проводится съемка рельефа дна и создание банка данных электронных навигационных карт на традиционные и высокоширотные трассы Северного морского пути (по итогам 2011 года произведены промеры на 31 тыс. приведенных километров высокоширотных трасс с глубинами до 40 м и полосой обследования 10 км, издано 68 электронных морских навигационных карт, а до конца 2012 года будет подготовлено еще около 200 карт). Идет развертывание и ввод в эксплуатацию сети береговых контрольно-корректирующих дифференциальных станций (ККС) глобальных навигационных спутниковых систем.
В рамках Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» производится строительство 11 новых гидрографических и лоцмейстерских судов и катеров, в том числе и усиленного ледового класса, а также модернизация действующих гидрографических судов.
Во исполнение решения Морской коллегии в 2011 году, для реализации предложений Минобороны России о закреплении СНО, расположенных в морских портах и на подходах к ним за Минтрансом России, Федеральным законом от 14 июня 2011 года № 141-ФЗ навигационно-гидрографическое обеспечение в акваториях морских портов и на подходах к ним осуществляется федеральным агентством морского и речного транспорта.
При взаимодействии с Управлением навигации и океанографии (УНиО) Минобороны России и соединениями и частями Гидрографической службы ВМФ проведена инвентаризация и подготовлен перечень СНО, размещенных в границах акваторий, территорий морских портов и на подходах к ним, подлежащих передаче в хозяйственное ведение подведомственного Росморречфлоту ФГУП «Росморпорт».
Однако практическая реализация передачи береговых СНО в отдельных морских портах до сих пор не началась. Полагаем, что Морская коллегия могла бы взять под контроль ход выполнения своего решения впоследствии закрепленного в федеральном законе в части НГО в морских портах и на подходах к ним.
Важнейшим аспектом обеспечения безопасности мореплавания является обеспечение судоводителей отвечающими современным требованиям морскими навигационными картами и пособиями.
Исторически этими вопросами занимается Управление навигации и океанографии Минобороны России. В последнее время в области подготовки и распространения навигационных карт и пособий в Российской Федерации появились определенные проблемы. Прекращен выпуск новых карт, корректура, наносимая на действующие карты, в силу большого объема делает эти карты непригодными для целей навигации и практического использования. Многие российские судовладельцы вынуждены закупать навигационные карты иностранного производства. До сих пор не выпущены Таблицы приливов и Морской астрономический ежегодник на 2012 год.
В сложившейся обстановке Минтранс России предпринимает усилия по организации картографической деятельности. Росморречфлотом создано ФГУП «Картографические и информационные технологии» с целью ведения ведомственного картографо-геодезического фонда, приказом Минэкономразвития России утверждены Положение о фонде и Перечень материалов и данных, включенных в фонд. В настоящее время организована работа по комплектованию фонда и созданию в подведомственных Росморречфлоту организациях региональных представительств фондодержателя. Фонд содержит информацию для морских навигационных карт и навигационных карт внутренних водных путей. К сегодняшнему дню созданы электронные навигационные карты более чем 40 тыс. км внутренних водных путей России. Полагаем, что в этой работе необходима практическая помощь и сотрудничество со стороны Минобороны России.
Для надлежащего выполнения полномочий в сфере навигационно-гидрографического обеспечения мореплавания считаем важным участие Минтранса России совместно с Минобороны России в деятельности Международной гидрографической организации и Международной ассоциации морских средств навигационного оборудования и маячных служб. Встретив в свое время поддержку со стороны Минобороны по этому вопросу, просили бы Морскую коллегию поручить Минобороны согласовать направленный в декабре 2011 года в Минобороны России проект распоряжения правительства Российской Федерации «О внесении изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2001 года №1240-р».
Хотелось бы остановиться еще на одной важной проблеме судоходства.
Внутренние водные пути России и судоходные гидротехнические сооружения (СГТС), расположенные на них и являющиеся высоконапорными сооружениями, находятся в федеральной собственности.
Все острее ощущаются последствия недофинансирования текущего содержания ВВП и СГТС.
Главными рисками для судоходства при сохранении объема финансирования на текущее содержание ВВП и СГТС из федерального бюджета на уровне 2012 года являются:
- дальнейшее снижение категорий судовых ходов и практическое исключение из транспортного процесса 17,7 тыс. км (до 53,0 тыс. км);
- дальнейшее ухудшение состояния внутренних водных путей;
- снижение уровня безопасности судоходства.
При необходимом объеме финансирования по нормативам на текущее содержание внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений в размере 16,9837 млрд руб. в 2012году, только объем дефицита средств на текущее содержание ВВП составляет 5,6265 млрд руб.
Исходя из чрезвычайной важности ВВП и СГТС для судоходства и жизнедеятельности населения и экономики регионов и страны в целом, необходимо ликвидировать дефицит финансирования ВВП и СГТС.
Третье направление: организация государственного контроля за выполнением классификационных требований к техническому состоянию и годности судов, их всестороннему оснащению и обеспечению, подготовки и сертификации экипажей судов.
В соответствии с международными морскими конвенциями, ответственность за соответствие судов требованиям безопасности мореплавания лежит на судовладельце и на государстве флага. В России создана эффективная система контроля за выполнением судами и судовладельцами международных и национальных требований. Освидетельствование и классификация судов осуществляется Российским морским регистром судоходства. В соответствии с Кодексом торгового мореплавания и Общими правилами плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации государственный контроль российских судов в морских портах выполняется капитанами морских портов. Результатом указанной работы явилось устойчивое снижение количества задержаний российских судов в иностранных портах. Россия как государство флага находится в так называемых «белых» списках региональных соглашений о государственном портовом контроле (Парижский и Токийский меморандумы), а в 2011 году Россия получила статус «качественного флага» в программе безопасности мореплавания Береговой охраны США.
Остаются еще определенные сложности с правилами Российского морского регистра судоходства и правилами Российского Речного регистра. И те и другие правила разработаны много лет назад и некоторые положения правил допускают неоднозначное их толкование. Минтрансом России ведется работа по пересмотру указанных правил, будут внесены изменения в Положения о классификации, в соглашение о Признанной организации.
Четвертое направление: оперативное доведение необходимой информации до мореплавателей.
Оперативное доведение до мореплавателей навигационной информации становится все более важным фактором обеспечения безопасности. В настоящее время говорить о том, что навигационная информация полностью и оперативно доводится до судоводителей, преждевременно. Несмотря на законодательное разграничение полномочий - районы запретными для плавания объявляет Минтранс России, а временно опасными - Минобороны России - все еще остается много нерешенных проблем. Разрабатываемые Минобороны России совместно с заинтересованными органами исполнительной власти временные регламенты взаимодействия для отдельных конкретных случаев необходимости закрыть или открыть районы для плавания проблемы не решают. Считаем необходимым приложить совместные усилия в данном направлении.
Долгие годы остается не решенным на законодательном уровне статус и процедуры подготовки такого важного для мореплавателей периодического издания как «Извещения мореплавателям». Необходима нормативная систематизация подготовки и распространения этого издания и Минтранс России готов совместно с Минобороны России подготовить проекты соответствующих нормативных актов.
Обеспечение поиска и спасания на море:
Первое направление: Совершенствование системы поиска и спасания людей на море и Международное сотрудничество по поиску и спасанию людей на море.
Несмотря на то, что аварийность на водном транспорте незначительно уменьшилась, произошедшие в 2011 году 2 очень серьезные аварии в Куйбышевском водохранилище и в Охотском море вызвали шестикратный рост по сравнению с 2010 годом количества погибших на водном транспорте, что требует проведения решительных организационно-технических мероприятий по совершенствованию существующей системы поиска и спасания людей на море.
В 2011 году начато реформирование системы Госморспасслужбы России, создаются новые пункты базирования аварийно-спасательных формирований в портах Северного морского пути, подготовлен проект федерального закона о привлечении авиационных сил и средств к проведению поисковых и аварийно-спасательных операций на море. В соответствии с международной конвенцией о поиске и спасании на море, между Правительством Российской Федерации и правительствами 14 зарубежных стран заключены соглашения о сотрудничестве в морском и авиационном поиске и спасании.
С целью выработки единых взглядов и подходов к развитию системы поисково-спасательного обеспечения, Концепции поисково-спасательного обеспечения морской деятельности Российской Федерации и организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти в вопросах поиска и спасания людей, терпящих бедствие на море, Минтранс России обращается к Морской коллегии с просьбой рассмотреть и утвердить состав созданного совместно с МЧС России, ВМФ России, Росрыболовством и ФСБ России Координационного совета по вопросам организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти в вопросах поиска и спасания людей, терпящих бедствие на море.
Второе направление: Создание и функционирование системы мониторинга и контроля за местоположением российских судов и наблюдения за обстановкой в мировом океане.
В соответствии с требованиями правила 19.1 главы V Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года, в России создана и успешно функционирует Система опознавания и слежения за судами на дальнем расстоянии, позволяющая с достаточной оперативностью отслеживать местонахождение всех российских судов, находящихся в море.
Защита и сохранение морской среды
Первое направление: Мониторинг состояния морской среды и комплексные меры по предупреждению и ликвидации ее загрязнения.
В 2011 году на море произошло 32 разлива нефти и нефтепродуктов объемами от нескольких килограмм до максимального (670 кг). Все разливы произошли на закрытых акваториях морских портов, принятыми мерами разливы были локализованы и ликвидированы.
В 2011 году завершена разработка и введены в действие Региональные планы по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на Дальневосточном и Черноморско-Азовском морских бассейнах Российской Федерации.
Для отработки действий сил и средств, органов управления, организации взаимодействия со спасательными службами других ведомств и иностранных государств при ликвидации чрезвычайных ситуаций, в 2011 году Росморречфлот совместно с ФБУ «Госморспасслужба России» провел и принял участие в 18 учениях, из них 9 международных.
Наиболее показательным стало комплексное учение сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, проведенное в период с 8 по 11 августа 2011 года во время перехода атомного ледокола «Ямал» по трассе Северного морского пути с участием высоких представителей государств – членов Арктического совета.
Второе направление: пополнение флота специализированными судами для ликвидации последствий загрязнения морской среды.
В целях повышения уровня технической оснащенности профессиональных аварийно-спасательных формирований в ходе реализации ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» запланировано строительство и ввод в эксплуатацию 41 современного судна, предназначенного как для аварийно-спасательного обеспечения, так и для ликвидации загрязнений морской среды, из них к настоящему времени уже построено 16 судов и продолжается строительство еще 8.
Третье направление: выполнение Российской Федерации своих международных обязательств в области предупреждения и ликвидации загрязнения морской среды.
Постановлением правительства Российской Федерации от 23 июля 2009 года №607 «О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству 1990 года» Минтранс России и Росморречфлот назначены компетентными национальными органами, ответственными за обеспечение готовности и реагирование на случай загрязнения нефтью моря.
Выводы:
С учетом изложенного можно сделать вывод о том, что в целом положения Морской доктрины Российской Федерации на период до 2020 года в сфере обеспечения безопасности морских перевозок выполняются. Имеющиеся проблемы могут быть решены, в том числе через административные механизмы Морской коллегии.
В качестве решений сегодняшнего заседания предлагается:
1. Поручить Минтрансу России совместно с Минобороны России подготовить предложения по нормативному урегулированию процедуры подготовки, издания и распространения «Извещений мореплавантелям».
2. Поручить Минобороны России, Минтрансу России, Росморречфлоту завершить в 2012 году реорганизацию навигационно-гидрографического обеспечения торгового мореплавания в морских портах и на подходах к ним.
3. Поручить Минтрансу России совместно с Минобороны России внести в правительство Российской Федерации проект нормативного акта об участии Минтранса России в деятельности Международной гидрографической организации и Международной организации маячных служб.
4. Минобороны России совместно с Минтрансом России и другими заинтересованными органами подготовить предложения об организации картографической деятельности в Российской Федерации.
5. Утвердить состав Координационного совета по вопросам организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти в вопросах поиска и спасания людей, терпящих бедствие на море.
Спасибо за внимание!
Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная президентом Российской Федерации 27 июля 2001 года, определяет государственную политику Российской Федерации в области морской деятельности - национальную морскую политику Российской Федерации. В соответствии с Морской доктриной, важнейшим элементом национальной морской политики является обеспечение безопасности морской деятельности.
В Морской доктрине установлено, что безопасность морской деятельности включает в себя безопасность мореплавания, поиск и спасание на море, защиту и сохранение морской среды. В своем докладе я остановлюсь на реализации каждого из названных компонентов.
Безопасность мореплавания
Первое направление: неукоснительное соблюдение соответствующих норм международного права и российского законодательства.
Морское судоходство является одной из самых интернациональных и глобализированных отраслей мировой экономики. В связи с этим регулирование морского судоходства, и, прежде всего, вопросов безопасности мореплавания осуществляется на глобальном уровне, исходя из принципа универсальности применения международных признанных норм. Организация Объединенных Наций и ее специализированные институты, такие как Международная морская организация, Международная организация труда и другие, разработали и продолжают разрабатывать международные стандарты в области мореплавания, которые включают в себя и эффективные механизмы принуждения к выполнению этих стандартов.
Российская Федерация является стороной более чем 40 основополагающих международных конвенций и кодексов в области обеспечения безопасности мореплавания, поиска и спасания на море, защиты и сохранения морской среды. Мы продолжаем работу по интеграции России в это международное правовое поле. За последние 2 года Российская Федерация присоединилась к 4 важным международным инструментам в рассматриваемой области. Это:
Международная конвенция по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству 1990 года;
Международная конвенция о гражданской ответственности за загрязнение моря бункерным топливом;
Приложение VI к международной конвенции о предотвращении загрязнения окружающей среды с судов – МАРПОЛ, устанавливающее правила предотвращения загрязнения воздушной среды с судов;
Международная конвенция о контроле судовых балластных вод и осадков и управлении ими 2004 года (постановление правительства принято 28 марта 2012 года, конвенция вступит в силу для России через 3 месяца после официального уведомления генерального секретаря ИМО – это уведомление еще не сделано).
Из важнейших национальных документов, принятых за последнее время и регламентирующих безопасность морской деятельности, следует отметить Федеральный закон от 14 июня 2011 года № 141-ФЗ, вносящий поправки в Кодекс торгового мореплавания. Поправки привели КТМ в соответствие с международными нормами в части страхования гражданской ответственности за загрязнение окружающей среды нефтью, перевозимой в качестве груза и в качестве бункерного топлива, регулирования классификации и освидетельствования судов, устранены излишние административные процедуры при регистрации судов под государственным флагом Российской Федерации (исключено согласование бербоут-чартера с Ространснадзором, увеличены сроки регистрации в бербоут-чартере), определены организационные вопросы навигационно-гидрографического обеспечения безопасности мореплавания в морских портах и на подходах к ним, создана правовая основа для издания положения о дипломировании всех моряков (включая рыбаков), отрегулирована схема утверждения минимального состава судна (минимальный состав назначается в соответствии с требованиями, установленными Минтрансом) и др.
Огромное значение для морской отрасли и обеспечения безопасности мореплавания и судоходства имеет принятый 7 ноября 2011 года Федеральный закон № 305-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией мер государственной поддержки судостроения и судоходства». Этот закон устанавливает экономический режим для судовладельцев, зарегистрировавших свои суда в Российском международном реестре судов, соизмеримый с соответствующими режимами наиболее привлекательных флагов. При этом российский флаг не становится флагом открытой регистрации, или так называемым «удобным» флагом, поскольку законом предусмотрено требование о том, что судовладелец должен быть резидентом Российской Федерации. Наибольшие льготы в соответствии с новым законом получат те суда, которые построены на российских верфях и зарегистрированы под российским флагом. Судовладельцы уже среагировали на новый закон и с ноября 2011 года по настоящее время в Российском международном реестре зарегистрировано более 70 судов, большая часть которых вновь построенные или достаточно новые суда.
В 2012 году приняты еще 3 федеральных закона, имеющих отношение к торговому мореплаванию: изменения в Кодекс об административных правонарушениях в части ответственности за нарушение правил государственной регистрации судов и нарушение правил лоцманской проводки; изменения в Гражданский процессуальный кодекс в части подсудности исков о невыплате зарплаты и нарушение социальных прав моряков. На подписи у президента Российской Федерации находится принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации федеральный закон о понятии маломерного судна. В связи с введением понятия «маломерное судно» в Кодекс торгового мореплавания и в Кодекс внутреннего водного транспорта внесены поправки, связанные с государственной регистрацией судов и прав на них, включая маломерные суда, а также с классификацией и освидетельствованием судов. Законом исчерпывающим образом устанавливаются как механизмы государственной регистрации судов и прав на них, так и регистрирующие органы. Кроме того, впервые установлена норма, исключающая обязанность регистрировать незначительно малые плавсредства и спортивные суда, фактически не участвующие в мореплавании и судоходстве.
В Государственной Думе сегодня находятся на рассмотрении еще 3 важных для отрасли законопроекта, подготовленные Минтрансом России.
Проект Федерального закона о Северном морском пути, предусматривает законодательное закрепление существования Администрации Севморпути и ее функций; регулирование принципов оказания услуг на Севморпути; установление правил плавания судов в этой акватории. Мы уверены, что Государственная Дума и ее Комитет по транспорту смогут в эту сессию завершить работу над законопроектом. В ближайшее время ожидается принятие в первом чтении законопроекта и об определении понятия «рыболовное судно» с целью исключения широкого толкования ныне действующего термина «судно рыбопромыслового флота», которое сегодня распространяется на все суда, так или иначе связанные с рыболовством (танкеры, рефрижераторы, буксиры и т.п.).
Государственной Думой принят в первом чтении законопроект, предусматривающий внесение изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта и ряд других законов. В этом законопроекте мы предложили установить на внутренних водных путях систему государственного портового контроля, создав орган, ответственный за безопасность на реке - Администрацию речного бассейна. Кроме того предлагается обязать судовладельцев разработать и применять систему управления безопасностью судоходства, а также ввести страхование гражданской ответственности за ущерб от основных рисков от судоходной деятельности (подъем затонувшего имущества, ущерб окружающей среде, ущерб имуществу). К сожалению, мы столкнулись с неконструктивным подходом Комитета по транспорту Государственной Думы к решению поднятых проблем, в результате чего подготовка законопроекта ко второму чтению необоснованно затянута. Текст законопроекта ко второму чтению согласован с правительством Российской Федерации, Государственным правовым управлением администрации президента Российской Федерации, Правовым управлением Госдумы и мы надеемся, что Комитет по транспорту в ближайшее время завершит работу над законопроектом. Минтранс России готов оказать все возможное содействие в работе Комитета по этому вопросу.
После принятии поправок в Кодекс внутреннего водного транспорта предстоит еще большая работа по созданию администраций речных бассейнов, служб капитанов речных бассейнов, внедрения требований СУБ, реорганизации системы обеспечения безопасности судоходства на ВВП, и мы к этой работе готовы уже сегодня.
В 2011 году Минтрансом подготовлен и целый ряд ведомственных нормативных актов, регулирующих отношения в области торгового мореплавания. Полагаю, что положительную роль в ускорении оформления судов в портах сыграла новая редакция Типовой схемы организации пункта пропуска в морском порту. Приняты Обязательные постановления по девяти морским портам Российской Федерации, в том числе по морскому порту Санкт-Петербург. Приказами Минтранса утверждены правила ведения судового журнала, машинного журнала и др. Всего за 2011 год было принято 107 нормативных правовых актов различного уровня в области морского и внутреннего водного транспорта.
Второе направление: поддержание, совершенствование и развитие средств навигационно-гидрографического и гидрометеорологического обеспечения.
В целях модернизации и развития системы навигационного обеспечения на трассах Северного морского пути планомерно осуществляются регламентные работы и обновление существующих плавучих и береговых средств навигационного оборудования - СНО, оснащение их энергосберегающей аппаратурой, использование альтернативных источников питания (солнечные панели, роторные ветрогенераторы и аккумуляторные батареи нового поколения). Проводится съемка рельефа дна и создание банка данных электронных навигационных карт на традиционные и высокоширотные трассы Северного морского пути (по итогам 2011 года произведены промеры на 31 тыс. приведенных километров высокоширотных трасс с глубинами до 40 м и полосой обследования 10 км, издано 68 электронных морских навигационных карт, а до конца 2012 года будет подготовлено еще около 200 карт). Идет развертывание и ввод в эксплуатацию сети береговых контрольно-корректирующих дифференциальных станций (ККС) глобальных навигационных спутниковых систем.
В рамках Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» производится строительство 11 новых гидрографических и лоцмейстерских судов и катеров, в том числе и усиленного ледового класса, а также модернизация действующих гидрографических судов.
Во исполнение решения Морской коллегии в 2011 году, для реализации предложений Минобороны России о закреплении СНО, расположенных в морских портах и на подходах к ним за Минтрансом России, Федеральным законом от 14 июня 2011 года № 141-ФЗ навигационно-гидрографическое обеспечение в акваториях морских портов и на подходах к ним осуществляется федеральным агентством морского и речного транспорта.
При взаимодействии с Управлением навигации и океанографии (УНиО) Минобороны России и соединениями и частями Гидрографической службы ВМФ проведена инвентаризация и подготовлен перечень СНО, размещенных в границах акваторий, территорий морских портов и на подходах к ним, подлежащих передаче в хозяйственное ведение подведомственного Росморречфлоту ФГУП «Росморпорт».
Однако практическая реализация передачи береговых СНО в отдельных морских портах до сих пор не началась. Полагаем, что Морская коллегия могла бы взять под контроль ход выполнения своего решения впоследствии закрепленного в федеральном законе в части НГО в морских портах и на подходах к ним.
Важнейшим аспектом обеспечения безопасности мореплавания является обеспечение судоводителей отвечающими современным требованиям морскими навигационными картами и пособиями.
Исторически этими вопросами занимается Управление навигации и океанографии Минобороны России. В последнее время в области подготовки и распространения навигационных карт и пособий в Российской Федерации появились определенные проблемы. Прекращен выпуск новых карт, корректура, наносимая на действующие карты, в силу большого объема делает эти карты непригодными для целей навигации и практического использования. Многие российские судовладельцы вынуждены закупать навигационные карты иностранного производства. До сих пор не выпущены Таблицы приливов и Морской астрономический ежегодник на 2012 год.
В сложившейся обстановке Минтранс России предпринимает усилия по организации картографической деятельности. Росморречфлотом создано ФГУП «Картографические и информационные технологии» с целью ведения ведомственного картографо-геодезического фонда, приказом Минэкономразвития России утверждены Положение о фонде и Перечень материалов и данных, включенных в фонд. В настоящее время организована работа по комплектованию фонда и созданию в подведомственных Росморречфлоту организациях региональных представительств фондодержателя. Фонд содержит информацию для морских навигационных карт и навигационных карт внутренних водных путей. К сегодняшнему дню созданы электронные навигационные карты более чем 40 тыс. км внутренних водных путей России. Полагаем, что в этой работе необходима практическая помощь и сотрудничество со стороны Минобороны России.
Для надлежащего выполнения полномочий в сфере навигационно-гидрографического обеспечения мореплавания считаем важным участие Минтранса России совместно с Минобороны России в деятельности Международной гидрографической организации и Международной ассоциации морских средств навигационного оборудования и маячных служб. Встретив в свое время поддержку со стороны Минобороны по этому вопросу, просили бы Морскую коллегию поручить Минобороны согласовать направленный в декабре 2011 года в Минобороны России проект распоряжения правительства Российской Федерации «О внесении изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2001 года №1240-р».
Хотелось бы остановиться еще на одной важной проблеме судоходства.
Внутренние водные пути России и судоходные гидротехнические сооружения (СГТС), расположенные на них и являющиеся высоконапорными сооружениями, находятся в федеральной собственности.
Все острее ощущаются последствия недофинансирования текущего содержания ВВП и СГТС.
Главными рисками для судоходства при сохранении объема финансирования на текущее содержание ВВП и СГТС из федерального бюджета на уровне 2012 года являются:
- дальнейшее снижение категорий судовых ходов и практическое исключение из транспортного процесса 17,7 тыс. км (до 53,0 тыс. км);
- дальнейшее ухудшение состояния внутренних водных путей;
- снижение уровня безопасности судоходства.
При необходимом объеме финансирования по нормативам на текущее содержание внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений в размере 16,9837 млрд руб. в 2012году, только объем дефицита средств на текущее содержание ВВП составляет 5,6265 млрд руб.
Исходя из чрезвычайной важности ВВП и СГТС для судоходства и жизнедеятельности населения и экономики регионов и страны в целом, необходимо ликвидировать дефицит финансирования ВВП и СГТС.
Третье направление: организация государственного контроля за выполнением классификационных требований к техническому состоянию и годности судов, их всестороннему оснащению и обеспечению, подготовки и сертификации экипажей судов.
В соответствии с международными морскими конвенциями, ответственность за соответствие судов требованиям безопасности мореплавания лежит на судовладельце и на государстве флага. В России создана эффективная система контроля за выполнением судами и судовладельцами международных и национальных требований. Освидетельствование и классификация судов осуществляется Российским морским регистром судоходства. В соответствии с Кодексом торгового мореплавания и Общими правилами плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации государственный контроль российских судов в морских портах выполняется капитанами морских портов. Результатом указанной работы явилось устойчивое снижение количества задержаний российских судов в иностранных портах. Россия как государство флага находится в так называемых «белых» списках региональных соглашений о государственном портовом контроле (Парижский и Токийский меморандумы), а в 2011 году Россия получила статус «качественного флага» в программе безопасности мореплавания Береговой охраны США.
Остаются еще определенные сложности с правилами Российского морского регистра судоходства и правилами Российского Речного регистра. И те и другие правила разработаны много лет назад и некоторые положения правил допускают неоднозначное их толкование. Минтрансом России ведется работа по пересмотру указанных правил, будут внесены изменения в Положения о классификации, в соглашение о Признанной организации.
Четвертое направление: оперативное доведение необходимой информации до мореплавателей.
Оперативное доведение до мореплавателей навигационной информации становится все более важным фактором обеспечения безопасности. В настоящее время говорить о том, что навигационная информация полностью и оперативно доводится до судоводителей, преждевременно. Несмотря на законодательное разграничение полномочий - районы запретными для плавания объявляет Минтранс России, а временно опасными - Минобороны России - все еще остается много нерешенных проблем. Разрабатываемые Минобороны России совместно с заинтересованными органами исполнительной власти временные регламенты взаимодействия для отдельных конкретных случаев необходимости закрыть или открыть районы для плавания проблемы не решают. Считаем необходимым приложить совместные усилия в данном направлении.
Долгие годы остается не решенным на законодательном уровне статус и процедуры подготовки такого важного для мореплавателей периодического издания как «Извещения мореплавателям». Необходима нормативная систематизация подготовки и распространения этого издания и Минтранс России готов совместно с Минобороны России подготовить проекты соответствующих нормативных актов.
Обеспечение поиска и спасания на море:
Первое направление: Совершенствование системы поиска и спасания людей на море и Международное сотрудничество по поиску и спасанию людей на море.
Несмотря на то, что аварийность на водном транспорте незначительно уменьшилась, произошедшие в 2011 году 2 очень серьезные аварии в Куйбышевском водохранилище и в Охотском море вызвали шестикратный рост по сравнению с 2010 годом количества погибших на водном транспорте, что требует проведения решительных организационно-технических мероприятий по совершенствованию существующей системы поиска и спасания людей на море.
В 2011 году начато реформирование системы Госморспасслужбы России, создаются новые пункты базирования аварийно-спасательных формирований в портах Северного морского пути, подготовлен проект федерального закона о привлечении авиационных сил и средств к проведению поисковых и аварийно-спасательных операций на море. В соответствии с международной конвенцией о поиске и спасании на море, между Правительством Российской Федерации и правительствами 14 зарубежных стран заключены соглашения о сотрудничестве в морском и авиационном поиске и спасании.
С целью выработки единых взглядов и подходов к развитию системы поисково-спасательного обеспечения, Концепции поисково-спасательного обеспечения морской деятельности Российской Федерации и организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти в вопросах поиска и спасания людей, терпящих бедствие на море, Минтранс России обращается к Морской коллегии с просьбой рассмотреть и утвердить состав созданного совместно с МЧС России, ВМФ России, Росрыболовством и ФСБ России Координационного совета по вопросам организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти в вопросах поиска и спасания людей, терпящих бедствие на море.
Второе направление: Создание и функционирование системы мониторинга и контроля за местоположением российских судов и наблюдения за обстановкой в мировом океане.
В соответствии с требованиями правила 19.1 главы V Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года, в России создана и успешно функционирует Система опознавания и слежения за судами на дальнем расстоянии, позволяющая с достаточной оперативностью отслеживать местонахождение всех российских судов, находящихся в море.
Защита и сохранение морской среды
Первое направление: Мониторинг состояния морской среды и комплексные меры по предупреждению и ликвидации ее загрязнения.
В 2011 году на море произошло 32 разлива нефти и нефтепродуктов объемами от нескольких килограмм до максимального (670 кг). Все разливы произошли на закрытых акваториях морских портов, принятыми мерами разливы были локализованы и ликвидированы.
В 2011 году завершена разработка и введены в действие Региональные планы по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на Дальневосточном и Черноморско-Азовском морских бассейнах Российской Федерации.
Для отработки действий сил и средств, органов управления, организации взаимодействия со спасательными службами других ведомств и иностранных государств при ликвидации чрезвычайных ситуаций, в 2011 году Росморречфлот совместно с ФБУ «Госморспасслужба России» провел и принял участие в 18 учениях, из них 9 международных.
Наиболее показательным стало комплексное учение сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, проведенное в период с 8 по 11 августа 2011 года во время перехода атомного ледокола «Ямал» по трассе Северного морского пути с участием высоких представителей государств – членов Арктического совета.
Второе направление: пополнение флота специализированными судами для ликвидации последствий загрязнения морской среды.
В целях повышения уровня технической оснащенности профессиональных аварийно-спасательных формирований в ходе реализации ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» запланировано строительство и ввод в эксплуатацию 41 современного судна, предназначенного как для аварийно-спасательного обеспечения, так и для ликвидации загрязнений морской среды, из них к настоящему времени уже построено 16 судов и продолжается строительство еще 8.
Третье направление: выполнение Российской Федерации своих международных обязательств в области предупреждения и ликвидации загрязнения морской среды.
Постановлением правительства Российской Федерации от 23 июля 2009 года №607 «О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству 1990 года» Минтранс России и Росморречфлот назначены компетентными национальными органами, ответственными за обеспечение готовности и реагирование на случай загрязнения нефтью моря.
Выводы:
С учетом изложенного можно сделать вывод о том, что в целом положения Морской доктрины Российской Федерации на период до 2020 года в сфере обеспечения безопасности морских перевозок выполняются. Имеющиеся проблемы могут быть решены, в том числе через административные механизмы Морской коллегии.
В качестве решений сегодняшнего заседания предлагается:
1. Поручить Минтрансу России совместно с Минобороны России подготовить предложения по нормативному урегулированию процедуры подготовки, издания и распространения «Извещений мореплавантелям».
2. Поручить Минобороны России, Минтрансу России, Росморречфлоту завершить в 2012 году реорганизацию навигационно-гидрографического обеспечения торгового мореплавания в морских портах и на подходах к ним.
3. Поручить Минтрансу России совместно с Минобороны России внести в правительство Российской Федерации проект нормативного акта об участии Минтранса России в деятельности Международной гидрографической организации и Международной организации маячных служб.
4. Минобороны России совместно с Минтрансом России и другими заинтересованными органами подготовить предложения об организации картографической деятельности в Российской Федерации.
5. Утвердить состав Координационного совета по вопросам организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти в вопросах поиска и спасания людей, терпящих бедствие на море.
Спасибо за внимание!
Фото Морского Информационного Агентства