• Home
  • Relevant Topics
  • Нефтебаза в Приморске «уплыла» от «Веды»
  • 1 июня 2005

    Нефтебаза в Приморске «уплыла» от «Веды»


    На фоне растущего интереса российских топливных компаний к нефтебазам в Ленинградской области дальнейшее развитие получила история с покупкой частной структурой нефтехранилища Приморского научно-технического центра (ПНТЦ) ракетно-космической корпорации (РКК) «Энергия» им. С. П. Королева. К апрелю 2005 года все суды признали законность сделки по приобретению ЗАО «Перевалочный комплекс «Высокинский» нефтебазы ПНТЦ, расположенной на берегу Финского залива. Более того, теперь имущество нефтебазы перешло к новым владельцам, которые, в юридической терминологии, стали «добросовестными покупателями».

     

    ПНТЦ и его нефтебазу скупили по отдельности

    История нефтебазы ПНТЦ началась еще весной 2004 года, когда контрольный пакет акций научного центра принадлежал РКК «Энергия». Как уже сообщал «ПортНьюс», нефтебаза была продана ЗАО «Перевалочный комплекс «Высокинский» (ПКВ), которая являлась родственной структурой «Северо-Западной топливной компании». Менеджеры СЗТК до создания собственной фирмы работали в петербургском представительстве НК «Татнефть» - компании «Татнефть-Балтика». Вместе с имуществом приморской нефтебазы ПКВ получила 10%-ю долю во внутренней железнодорожной ветке, которая проходит по всей территории ПНТЦ. Одновременно к имуществу ПНТЦ проявил интерес алкогольный холдинг «Веда», купивший в 2004 году сначала 18% акций центра, а в конце прошлого года - еще 51,45%, принадлежащих «Энергии».

     

    Приморский НТЦ был основан в 1958 году с целью изучения высокоэффективных компонентов ракетного топлива. В 1995 году ПНТЦ становится акционерным обществом с уставным капиталом 103 тыс. 187 руб. (все акции по 1 рублю). На сегодняшний день основной интерес ПНТЦ составляет не научный потенциал, а его географическое положение. Территория, которую занимает Центр, составляет 7,5 тыс. гектаров. Эта земля расположена около города Приморска на берегу Финского залива, причем в его глубоководной части. До судоходного форматера - всего 1 миля. Земля ПНТЦ оснащена необходимой инфраструктурой, включая железнодорожную ветку от станции Ермилово, длиной 14 км. Одним из самых привлекательных с инвестиционной точки зрения объектов на территории ПНТЦ является нефтебаза емкостью 10 тыс. тонн.

     

    «ПКВ преткновения»

    Как считают наблюдатели, ПНТЦ интересовал алкогольный холдинг лишь как средство вложения денег. В дальнейшем весь имущественный комплекс некогда оборонного предприятия должен был быть продан стратегическому инвестору. В Правительстве Ленобласти утверждают, что территория ПНТЦ является последним участком на севере региона, где может быть построен новый морской терминал. Однако, получив контроль над ПНТЦ, руководство «Веды» столкнулось с неприятным фактом . без согласия ПКВ ни продать купленное имущество, ни оформить землю под ПНТЦ водочный холдинг не мог. Поэтому, руководители «Веды» проблему стали решать через суд - попытались признать факт продажи нефтебазы ЗАО «ПКВ» незаконным.

     

    Но тут для холдинга «Веда» наступила «черная» полоса. В Новогодние праздники в начале 2005 года погиб глава «Веды» депутат Госдумы Кирилл Рагозин. С этого дня акционеры холдинга были заняты разделом наследства и утратили контроль над событиями вокруг ПНТЦ. Кроме того, этот актив холдинга без столичных связей Рагозина, а так же с обременением в виде проданной нефтебазы, перестал быть столь же перспективным, как в момент покупки акций ПНТЦ.

     

     

    Собственники нефтебазы подсуетились

    ЗАО «ПКВ» не замедлило воспользоваться ситуацией и к 7 апреля 2005 года полностью закрепило за собой нефтебазу. В результате нескольких перепродаж собственниками нефтехранилища ПНТЦ стала группа физических и юридических лиц, формально ни как не связанных с ПКВ. Причем одним из собственников стала оффшорная компания, отсудить имущество у которой весьма сложно - уведомить оффшорную компанию о судебном процессе в короткие сроки вряд ли удастся. Другим собственником стало физическое лицо, судебные разбирательства с которым возможны только в суде общей юрисдикции, а не в арбитраже. Таким образом, владельцы «Веды», узнавшие недавно о факте перехода нефтебазы к «добросовестным покупателям», вынуждены будут признать поражение в юридической баталии за имущество ПНТЦ и начать «торговаться» с собственниками нефтебазы в вопросе использования общей территории.

     

    Починить и работать на экспорт по ж.д.

    Другая сторона не спешит строить совместные с «Ведой» планы. Один из владельцев нефтебазы заявил ИА «ПортНьюс», что пока намерен лишь реконструировать нефтехранилище и работать с российским топливом в направлении экспорта. Строить морской терминал собственными силами владельцы нефтебазы не намерены.

    Нефтебаза, построенная в 60-е годы прошлого столетия в настоящее время имеет емкости для нефтепродуктов объемом единовременного хранения 10 тыс. тонн. Нефтебаза требует реконструкции. Через базу подходит железно-дорожная ветка. Сами емкости расположены непосредственно на берегу Финского залива в 15 км от нефтеналивного порта Высоцк. Расположение нефтебазы позволяет планировать создание на ее основе крупного перевалочного комплекса нефтепродуктов. Для реконструкции нефтебазы необходимо привлечь инвесторов. На первом этапе (1,5 года), как заявлял ранее журналистам юрист ПКВ Игорь Коняев, потребуется $4,5 млн. для восстановления имеющихся мощностей (10 тыс. тонн). В последующие 1,5 года мощность базы будет увеличена до 20 тыс. тонн. Проект готовится Морским проектным институтом N23 Министерства обороны РФ (разработчик проекта порта в бухте Батарейная и проекта порта Высоцк).

     

    Как пояснил в беседе с корреспондентом ИА «ПортНьюс» президент «Нефтяного клуба Санкт-Петербурга» Олег Ашихмин, бизнес, связанный с хранением топлива около границы с Финляндией и последующим экспортом топлива к финским заказчикам по железной дороге «реально интересный». По его словам суть бизнеса состоит в том, чтобы доставить экспортное топливо как можно ближе к границе (например, в Ленобласть) по внутренним железнодорожным тарифам, слить его в емкости, возможно путем смешивания немного изменить его состав, а затем снова налить в цистерны и отправить к погранпереходу. Таким образом, «плечо доставки топлива по более высоким экспортным ж.д. тарифом становится гораздо меньше, что и позволяет извлекать большую прибыль», - говорит Ашихмин. Он так же считает, что этот рынок еще далек от насыщения.

    Глава Нефтяной инспекции Санкт-Петербурга и Ленобласти Василий Смеречук отметил в одном из своих интервью небывалый интерес игроков топливного рынка к нефтехранилищам Ленинградской области объемом больше 1000 метров кубических. «Сегодня ряд компаний, в основном московских, ведут переговоры о покупке или аренде мощностей бывших советских заводов», - заявил Смеречук. Одновременно крупные нефтяные компании продолжают реализовывать собственные инвестиционные проекты в области нефтехранения. До 2005 года по информации Смеречука на территории Ленобласти появится 2-3 новых нефтехранилища. Пока что, по сведениям ИА «ПортНьюс», в регионе действует 4 нефтебазы, ориентированные на экспорт топлива. Все они принадлежат частным компаниям.

    Порт построит «свой» инвестор

    Собственники нефтехранилища ПНТЦ не теряют надежд на развитие экспортных возможностей нефтебазы и морским путем, за счет строительства на территории ПНТЦ нового порта. По некоторым данным, к началу июня должен быть окончательно решен вопрос о заключении договора между ОАО «ПНТЦ» и НК «Татнефть» о строительстве морского терминала. Этот терминал может быть построен и другими инвесторами, однако собственники нефтебазы намерены лоббировать интересы «Татнефти», применив свой рычаг влияния на «Веду».

    1 июня 2005 г.

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен