• 22 сентября 2005

    Бункеровщиков учили безопасности

    Рост объемов перевозок нефти и нефтепродуктов на акватории Санкт-Петербурга, а так же участившиеся случаи аварий морских и речных судов, вынуждают как бизнес-сообщество, так и чиновников больше внимания уделять вопросам безопасности при работе с топливом. Именно этой проблеме был посвящен прошедший вчера в рамках «Недели окружающей среды» семинар «Обеспечение экологической безопасности при нефтеразливах на акватории Санкт-Петербурга». Приглашенных бункеровщиков руководители городского Комитета по природопользованию, а так же представители федеральных надзорных органов призывали повысить бдительность и больше внимания уделять безопасности операций по транспортировке и перевалке топлива.

     

    Вероятность аварии растет
    Вероятность крупной аварии на Неве, по подсчетам специалистов Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга, увеличивается ежегодно с ростом количества проходящих по Неве танкеров и составляет 0,25 на 1000 рейсов. Таким образом, при проходе 8000 судов можно ожидать две крупные аварии. Вероятность нефтеразлива на Неве в два раза ниже: на 8000 судов — один нефтеразлив. Вероятность аварийного происшествия на Финском заливе составляет 0,4 на 1000 рейсов, при этом вероятность разлива нефти составляет 0,05 на 1000 судов. За одну навигацию по Неве проходит обычно более 7000 судов в двух направлениях. Таким образом, каждый год город должен быть готов к ликвидации последствий судовых аварий, которые с большой долей вероятности могут сопровождаться нефтеразливом.

    Сбор нефтепродуктов с поверхности Невы осуществляет техника ГУП «ПиЛАРН», находящаяся на балансе бюджета Санкт-Петербурга. Эти суда способны оперативно среагировать на любую чрезвычайную ситуацию и ликвидировать небольшой нефтеразлив, объемом до 100 тонн. При объеме разлива до 500 тонн ГУП «ПиЛАРН» будет вынужден привлекать средства ЛРН (ликвидации разлива нефти) частных компаний - дополнительные боновые заграждения и судно-бонопостановщик со скиммером. В случае если нефтеразлив превысил 500 тонн, то государственному предприятию потребуются дополнительные нефтесборщики и танкеры для приема нефтеводяной смеси.

     

    Однокорпусные танкеры не дают покоя КТТП
    Комитетом по транспортно-транзитной политике Санкт-Петербурга вновь был поднят вопрос о запрещении движения однокорпусных танкеров по Неве. Заместитель председателя Комитета Наталья Багаева отметила, что хотя этот вопрос и находится в компетенции Минтранса РФ, город не теряет надежд проллобировать такое решение. Багаева напомнила, что после двойного столкновения танкеров в конце мая этого года, в Петербург поступила телеграмма, подписанная начальником Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Александром Нерадько. В ней говорилось о невозможности проводки под невскими разводными мостами однокорпусных танкеров. Однако этот документ просуществовал всего неделю — с 2 по 9 июня. Затем движение однокорпусных судов по Неве было снова разрешено. Наталья Багаева подчеркнула, что к этой проблеме город вернется на заседаниях межведомственной комиссии (МВК) по перемещению нефтепродуктов в Петербурге.

     

    Мазутовозы подсчитают
    Еще одна озвученная на семинаре инициатива МВК — создание диспетчерского центра по контролю за движением автоцистерн- мазутовозов по территории города в порт. Эта идея находится еще пока в стадии проработки проекта и активно обсуждается с представителями бизнеса. Наталья Багаева уверена, что именно цивилизованному бизнесу, в первую очередь, необходим контроль за движением автоцистерн с топливом, что может гарантировать качество и регулярность поставок нефтепродуктов. Она надеется, что такой проект можно будет довести до статуса городского правительственного постановления только при поддержке Нефтяного клуба Санкт-Петербурга и Ассоциации морских и речных бункеровщиков. При этом президент Нефтяного клуба Олег Ашихмин разделяет убеждения Багаевой о необходимости создания такой системы. Однако он считает, что это мера должна быть добровольной — устанавливать или нет на собственные мазутовозы систему слежения, должна решать каждая компания, а ее клиенты имеют право знать о таком выборе. Таким образом, проект диспетчерского центра может перерасти в систему добровольной сертификации транспортных компаний, перевозящих по городу топливо. Ассоциация бункеровщиков на данный момент не выработала еще единой позиции по этому проекту.

     

    Планы ЛАРН
    Еще одной темой семинара была методика разработки и согласования планов ЛАРН (ликвидации аварийных нефтеразливов) для частных компаний. Комитет по Природопользованию Санкт-Петербурга совместно с региональным управлением ГУ и ЧС по Санкт-Петербургу разрабатывают новый порядок согласования планов ЛАРН. В этой связи, Комитет рекомендует участникам рынка при подготовке соответствующих документов не принимать предложения о разработке планов ЛАРН у тех структур, которые предлагают одновременное обеспечение этих планов. Кроме того, Комитетом не рекомендуется выбирать фирмы по обеспечению планов ЛАРН без консультации с членами МВК по перемещению нефтепродуктов при правительстве Санкт-Петербурга, а выбирать экспертную организацию, которая самостоятельно не занимается разработкой планов ЛАРН нельзя по определению. Не секрет, что рекомендации Комитета бизнесмены чаще всего воспринимают как руководство к действию.

    План ЛАРН представляет собой объемный документ, который регламентирует порядок действий при возникновении нефтеразлива. Его разработка и согласование занимает несколько месяцев, а обеспечение плана по одному причалу обходится компании минимум в $5000 ежемесячно.

     

    Дела международные
    После практической части семинара собравшиеся переключили свое внимание на глобальные проекты. Зарубежные гости рассказали о своих шагах по обеспечению безопасности в регионе Балтийского моря, а так же по подготовке специалистов ЛРН. В итоге была принята резолюция, поддерживающая идею о разработке и создании международного проекта «Содействие устойчивому развитию экспорта российских энергоресурсов и обеспечению экологической безопасности Балтийского моря с использованием новейших информационных и природоохранных технологий».

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен