• Home
  • Relevant Topics
  • Новый взгляд на развитие Мурманского порта
  • 28 сентября 2005

    Новый взгляд на развитие Мурманского порта

    Санкт-Петербургский институт «ЛенморНИИпроект» завершает работу по корректировке Генеральной схемы развития Мурманского порта, которая была утверждена в 2003 году. Новый план развития Мурманского транспортного узла предусматривает увеличение грузооборота к 2015 году как минимум вдвое, а при условии реализации всех предусмотренных Генеральной схемой инвестиционных проектов и стабильных грузопотоков, его грузооборот увеличится в 2,5 раза по сравнению с 2004 годом.

     

    Порт сегодня

    Общий грузооборот Мурманского транспортного узла по итогам прошлого года составил 27,7 млн. тонн. На сегодняшний день порт действует только в пределах городской черты. Он специализируется восновном на работе с навалочными грузами местных комбинатов и углем. Через Мурманский порт, в частности, ведется перевалка импортного глинозема для алюминиевой промышленности, в порту действует комплекс минеральных удобрений, ведется перевалка на экспорт апатитов. В районе 35-го завода Министерства обороны построен терминал по перевалке нефтепродуктов.

     

    Новая схема развития порта предусматривает увеличение его общего грузооборота в ближайшие 10 лет по минимальному сценарию до 56,6 млн. тонн в год, а по максимальному — до 72 млн. тонн, с последующей возможностью наращивания объемов перевалки грузов после 2015 года до 83 млн. тонн в год.

     

    Развитие угольного комплекса

    По новой схеме развития, береговая часть действующего угольного комплекса порта требует модернизации перегрузочного оборудования. Этот проект тесно связан с соответствующим инвестиционным проектом ОАО «Российские железные дороги». По слова главного инженера проекта ОАО «ЛенморНИИпроект» Михаила Мухина, «железнодорожные затраты, общей стоимостью примерно $80 млн., должны быть опережающими». Для того чтобы реализовать проект по модернизации угольного комплекса, «РЖД» должно освободить часть территорий, на которых запланировано размещение нового перегрузочного оборудования, в том числе нового вагоноопрокидователя. В частности, требуется вынести «Грузовой двор станции Мурманск» (площадка, на которой сейчас размещаются контейнеры и пакетированный груз), а так же «Сортировочную работу» за пределы порта. Место выноса железнодорожных объектов согласовано с местными властями. Кроме того, пути железнодорожной станции Мурманск требуется удлинить, чтобы станция могла одновременно ставить под разгрузку не 60, а 72 вагона.

    Морская часть угольного терминала будет модернизирована путем строительства нового причала, перевалка угля через который составит 7 млн. тонн в год. Так же в проекте предусмотрена модернизация двух действующих угольных причалов. «В настоящее время перевалка угля в Мурманском порту ведется на разных причалах», - говорит Мухин. По итогам прошлого года порт перевалил 8,5 млн. тонн, в планах на 2005 год - увеличение грузооборота до 10 млн. тонн. При условии реализации программы модернизации угольного комплекса, после 2010 года объем перевалки будет увеличен еще на 2 млн. тонн в год. При этом перевалка угля будет производиться на трех причалах Мурманского порта. Общая стоимость работ, без учета железнодорожных инвестиций, составит примерно $200 млн.

     

    Западный берег Кольского залива

    Нефть

    Ранее, Генеральная схема развития порта предусматривала строительства нескольких нефтяных терминалов на западном берегу Кольского залива в районе рейда Куланга. Для реализации этих проектов планировалось построить двухпутную электрифицированную железнодорожную ветку, длиной 35 км, по которой на морские терминалы будет поступать нефть. Однако, в нынешних условиях ОАО «РЖД» не планирует реализацию этого проекта за собственные средства. Кроме того, руководство Северного флота резко возражает против строительства в этом районе крупных нефтетерминалов. Поэтому корректировка Генеральной схемы исключила соответствующие проекты двух потенциальных инвесторов — «Торговый дом «Кремлевский»» (проект предусматривал перевалку 7 млн. тонн нефти в год) и «Росинкор» (20 млн. тонн в год). Единственным нефтяным проектом в этом районе, который включен в новую Генсхему, стал проект Мурманского Морского пароходства по возведению стационарного комплекса объемом перевалки 4 млн. тонн в год. Однако его реализация возможна только при условии согласования документов с Северным флотом и при достижении договоренности с РЖД.

     

    Южное колено Кольского залива

    Другой крупный проект по строительству нефтетерминала будет реализован корпорацией «Синтез» в устье реки Лавна. Нефтеперегрузочный комплекс (объемом до 25 млн. тонн в год) предназначен для приема танкеров с нефтью, добытой на северных шельфовых месторождениях и дальнейшей отправки углеводородного сырья на экспорт крупнотоннажными танкерами дедвейтом до 250 тыс. тонн. Проект не исключает возможности приема нефти по железной дороги (до 10 млн. тонн в год). В то же время, по словам Мухина, корпорация «Синтез» не готова вкладывать средства в строительство подходных железнодорожных путей, поскольку такие затраты значительно увеличивают срок окупаемости проекта.

    Специалистами «ЛенморНИИпроекта» нефтебаза корпорации «Синтез» оценивается в $815 млн. (+\- 25%). Первую очередь, объемом 10 млн. тонн в год, предполагается запустить в начале 2008 года. Выход проекта на запланированный объем перевалки — в 2012-2015 годах.

     

    В этом же районе Кольского залива корректировкой Генсхемы развития Мурманского порта предусмотрено строительство нового угольного терминала компании «Кузбассразрезуголь». Объем перевалки угля запланирован на уровне 15 млн. тонн в год. Кроме того, терминал будет обрабатывать генеральные грузы и контейнеры в объеме 3 млн. тонн в год. Этот проект так же пока не согласован с «РЖД» в части строительства подъездных путей. Поэтому темпы его реализации сейчас определить сложно.

     

    Восточный берег Кольского залива

    На территории военной нефтебазы компания «Коммандит Сервис» планирует строительство нефтепродуктового терминала объемом перевалки 3,5 млн. тонн в год. Проект предусматривает использование емкостей военной базы и строительство одного морского причала. Общая стоимость работ составляет $49 млн. Запуск комплекса в эксплуатацию намечен на 2007 год.

     

    Проблемы

    Для воплощения в жизнь всей программы развития Мурманского порта необходимо решить две важные проблемы на уровне федерального правительства.

     

    Во-первых, требуется совместить деятельность военно-морского и гражданского флота в Кольском заливе. Сегодня приоритет отдается военным кораблям Северного флота. В любой момент Кольский залив может быть закрыт для прохода гражданских судов. При этом рейдовых стоянок на входе в залив нет и организовать их невозможно из-за несоответствия глубин. Поэтому подходящие к Кольскому заливу гражданские суда вынуждены ложиться в дрейф, что опасно вероятностью нефтеразлива. А дрейф крупных танкеров, дедвейтом 150-250 тыс. тонн просто недопустим. В связи с этим, требуется либо заранее согласовывать с гражданским флотом график проведения военных учений, либо отдавать приоритеты экономической деятельности над военными операциями Северного флота, считает Мухин.

     

    Вторая проблема — недостаточные глубины на некоторых участках внешних подходов к порту Мурманск. Специалисты «ЛенморНИИпроекта» уверены, что некоторые терминалы не смогут выйти на проектную мощность без прокладки морского канала. Поскольку канал относится к общим судоходным путям, работы по его строительству должны быть оплачены из средств государственного бюджета. Пока что, общий объем дноуглубительных работ не оценивался, но сама проблема обозначена в корректировке Генеральной схемы развития порта.

     

     

     

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен