Российским рыбакам следует перенять опыт норвежских коллег в сфере коммерческого судостроения - эксперт
Российским рыбакам следует перенять опыт норвежских коллег в сфере коммерческого судостроения. Как передает корреспондент ИАА «ПортНьюс», такое мнение высказала заместитель председателя правления Союза рыбопромышленников Севера, заместитель директора ООО «Робинзон» Ирина Мокерова во время круглого стола на XVI международной рыбопромышленной выставке «Море.Ресурсы.Технологии».
Она заявила, что российское судостроение ориентировано только на бюджетные заказы, то есть строительство военных, научных судов и ледоколов. К такому выводу она пришла, столкнувшись с проблемами, которые возникли у «Робинзона» во время строительства нового рыболовецкого судна «Механик Сергей Агапов».
Крупнотоннажный траулер в середине февраля отправился в свой первый рейс за мойвой из Киркенеса. Судно попало в число так называемых «незаходных» судов, так как был построено в Индонезии. Чтобы траулер пересек российскую границу и разгрузился в Мурманске, судовладельцам пришлось оформить временный ввоз. Пока «Механик Сергей Агапов» получил временное разрешение поднять российский флаг на своей корме.
На днях компания должна сдать полный пакет документов в Российский морской регистр судоходства. В новый рейс - к Фарерским островам - судно отправится в конце недели уже с постоянным свидетельством на право ходить под флагом нашей страны. В сутки «Механик Сергей Агапов» может обрабатывать примерно 250 тонн рыбы так называемых пелагических видов: скумбрии, сельди и мойвы.
«Средний возраст судов российского рыболовного флота составляет 29 лет. Пока производственные мощности избыточны относительно объемов вылова, но вопрос обновления стоит достаточно остро. В случае с мало- и среднетоннажным судном, проблему можно решить покупкой судна бывшего в употреблении. С крупнотоннажными все намного сложней. Их рентабельность значительно ниже, и за последние 10 лет не было построено ни одного такого судна. За этот период российские рыбаки построили всего четыре траулера, а норвежские коллеги, по моим сведениям, пополнили флот 59 новыми судами. Принять решение о строительстве нам чрезвычайно сложно. И не только из-за постоянного изменения законов. Придется самостоятельно решать все возникающие проблемы без опоры на научную базу, от которой остались только раздробленные конструкторские подразделения», - рассказала Ирина Мокерова.
Важным вопросом Ирина Мокерова назвала выбор проекта. Российский эксплуатационный опыт базируется на работе с судами 70-х годов прошлого века. Поэтому практически никто из потенциальных заказчиков не сможет отличить новейшее оборудование от устаревшего, объяснить исполнителю, что от него требуется.
«Самый страшный вопрос - это деньги. Наши заказчики не в состоянии предоставить достаточный залог для обеспечения кредита. А российский лизинг - это тоже кредит, только с осложнениями. К тому же, придется восстанавливать на своем балансе судно с балансовой стоимостью 1 руб.», - считает Ирина Мокерова.
Кроме того, возвращение на родной берег из иностранной верфи обойдется в 23% от стоимости судна. В эту сумму входят НДС и таможенная пошлина.
«Нам потребовалось пять лет на совершение и исправление ошибок при строительстве нового крупнотоннажного траулера. На это решится далеко не каждый рыбопромышленник. Заказчик должен быть уверен, что он не зря взялся за такое сложное и затратное дело, как обновление флота в условиях постоянно меняющихся норм в законодательстве. Поэтому я предлагаю незамедлительно начать работу над совместным документом с нашими норвежскими коллегами, с помощью которого можно будет детально сравнить все аспекты судостроения в наших странах и сделать необходимые выводы», - резюмировала Ирина Мокерова.