Суд отказал Минобороны в иске к Северной верфи на 4,2 млрд рублей
Дело связано со сроками строительства фрегатов проекта 22350
Арбитражный суд Москвы отказал министерству обороны РФ в удовлетворении иска к ПАО «Судостроительный завод «Северная верфь» (входит в Объединенную судостроительную корпорацию, ОСК). Производство связано со сроками строительства трех фрегатов проекта 22350 по гособоронзаказу (ГОЗ), говорится в материалах суда.
Изначально оборонное ведомство обратилось в арбитраж с иском о взыскании неустойки в размере 240,36 млн рублей, но с учетом принятых судом уточнений сумма возросла до 4,22 млрд рублей.
В резолютивной части решения говорится, что между Минобороны России и Северной верфью был заключен государственный контракт от 25 марта 2010 года. Судостроительное предприятие должно было в срок до 25 октября 2022 года поставить один из кораблей стоимостью около 28,3 млрд рублей. Однако по состоянию на 28 ноября прошлого года поставка так и не была не осуществлена, в связи с чем оборонное ведомство направило претензию с требованием уплатить сумму неустойки, которую судозавод не удовлетворил.
Северная верфь заявила, что совокупный объем недофинансирования строительства фрегатов составляет более 18 млрд рублей, а конкретно по спорному заказу №923 — 8,9 млрд рублей. Кроме того, строительство кораблей ведется в условиях незавершенности опытно-конструкторской работы (ОКР) на головном заказе (заводской №921). Судоверфь указала, что по состоянию на 25 октября 2022 года и по настоящее время цена не пересмотрена госзаказчиком ни по одному заказу, что влечет отсутствие окончательного расчета за поставку и актуального графика финансирования, переносы сроков строительства кораблей и оборудования с длительным циклом изготовления. Так, несмотря на уже имевшийся недостаток финансирования, предприятие получило отказ госзаказчика произвести увеличение цены на 2%.
СЗ «Северная верфь» с 2019 года вел работу с госзаказчиком по пересмотру цен фрегатов, в том числе с целью получения окончательного расчета за заказ 922 проекта 22350, получение которого обеспечит частичное финансирование строительства заказа 923 проекта 22350. Завод сообщал о неоплаченных счетах соисполнителей, уменьшении финансирования в одностороннем порядке, длительном отсутствии окончательного расчета за заказ 922.
В решении суда говорится, что какая-либо вина головного исполнителя в срыве сроков поставки корабля отсутствует. Более того, указанное подтверждается высоким уровнем технической готовности фрегата, которая составляет 93,32%. Судостроительное предприятие в условиях недостатка финансирования также предприняло меры для снижения стоимости поставляемого оборудования, однако предложенные альтернативные поставщики более года рассматривались различными структурными подразделениями госзаказчика, и в итоге, по состоянию на 25 октября 2022 года, решение так и не было принято.
«Учитывая очевидный недостаток финансирования для строительства серии изделий зав.№922-924 проекта 22350, привлечение кредитных денежных средств головным исполнителем и своевременные обращения в адрес государственного заказчика о выделении финансирования в объеме и сроки, соответствующих графику строительства заказа 923 и 924 проекта 22350, решение коллегии Военно-промышленной комиссии РФ от 17 ноября 2022 года №ТВ-П22-14прсВПК о формировании государственного оборонного заказа на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов с установлением срока сдачи в 2023 году фрегата заказ 923 проекта 22350 с учетом установления объемов финансирования в 2023, 2024, 2025 годах и объемов финансирования заказа 923-924 проекта 22350, несвоевременное рассмотрение государственным заказчиком проектов решений, позволяющих сократить срок строительства заказа 923 проекта 22350, взыскание неустойки является необоснованным, так как нарушение срока сдачи заказа 923 проекта 22350 обусловлено явным бездействием государственного заказчика, выразившемся в неисполнении решения ВПК РФ, а также в отсутствии изделия 9М100-1 для проведения испытаний», — сказано в материалах суда.
В итоге, оценив представленные в материалы дела доказательства, арбитраж признал обоснованными доводы ответчика о том, что нарушение сроков выполнения контракта обусловлено бездействием госзаказчика.
Фрегаты проекта 22350 предназначены для выполнения широкого спектра задач, в том числе поражения надводных кораблей, конвоев, десантных отрядов, поиска и уничтожения подводных лодок и наземных целей, противовоздушной, противолодочной и противоракетной обороны кораблей и судов, совместных действий с морскими десантами, дозорной службой, охраны государственных границ, обеспечения защиты гражданских судов и объектов производственной деятельности в кризисных и опасных для плавания районах Мирового океана. Основные характеристики проекта 22350: водоизмещение — 5000 тонн, длина — 135 м, ширина — 16 м, скорость — до 29 узлов, дальность плавания — 4500 миль, автономность — 30 суток, экипаж — от 170 человек.
Северная верфь (первое название — Путиловская) основана 14 ноября 1912 года. Верфь является одним из ведущих предприятий оборонной промышленности России. За столетнюю историю на верфи построено около 600 надводных кораблей и коммерческих судов для ВМФ и гражданских флотов, в том числе ракетные крейсера, корабли противовоздушной обороны, большие противолодочные корабли и эскадренные миноносцы, пассажирские и сухогрузные суда, контейнеровозы, суда типа Rо-Rо, балкеры, буксиры, суда снабжения, паромы и плавучие доки. Сегодня в портфеле заказов предприятия — серии фрегатов, корветов, рыболовецких судов ярусного и тралового способа лова.