По заказу 10 крупнейших морских перевозчиков строится 431 контейнеровоз вместимостью более 5,9 млн TEU
Почти половина объединенного портфеля заказов заменит старый флот, остальная часть — нарастит тоннаж
В настоящее время 10 крупнейших морских перевозчиков заказали 431 контейнеровоз общей вместимостью более 5,9 млн TEU. Это число в течение оставшейся части года возрастет с учетом нескольких перспективных крупных сделок по строительству новых судов, которые сейчас находятся на стадии переговоров, и ряда крупных заказов от владельцев, которые еще официально не закреплены за подтвержденным фрахтователем. Об этом сообщает издание Seatrade Maritime со ссылкой на исследование Alphaliner.
Текущий портфель заказов является крупнейшим за всю историю с точки зрения вместимости в TEU. Ажиотаж заказов в 2024 году был обусловлен стремлением перевозчиков повысить эффективность судов и более широко использовать альтернативные виды топлива, такие как сжиженный природный газ (СПГ) или метанол. Помимо сокращения расходов, общая цель заключается в снижении выбросов CO2 на контейнер на заданном расстоянии.
Однако анализ Alphaliner также подтверждает, что перевозчикам нужен новый тоннаж для обновления флота. Десять крупнейших контейнерных линий сейчас эксплуатируют 683 судна возрастом 20 лет и вместимостью более 2,6 млн TEU.
Так, швейцарский линейный перевозчик MSC является владельцем самого старого флота по сравнению с судами других ведущих судоходных линий. MSC имеет портфель заказов на 137 судов, что эквивалентно почти 2 млн TEU, но у компании в эксплуатации по-прежнему числятся 315 судов, которые были построены в 2004 году и раньше. Таким образом, около 60% портфеля заказов MSC будет замещающим тоннажем для старых судов, а оставшиеся заказы будут наращивать ее флот.
Alphaliner отмечает, что, на первый взгляд, Maersk не заказала достаточного тоннажа для замены стареющих судов, которые составляют 126% от ее портфеля заказов. Однако датчане взяли на себя обязательство по программе обновления флота в течение следующих пяти лет на 800 тыс. TEU, включая 500 тыс. TEU зафрахтованных судов. Некоторые из этих тайм-чартерных соглашений еще не были раскрыты, так что «голые» цифры несколько искажены в ущерб Maersk, говорится в отчете.
Перевозчики Ocean Alliance (CMA CGM и COSCO Group) также имеют программы строительства новых судов общей вместимостью 1,1 млн и 800 тыс. TEU соответственно. Их стареющий флот в настоящее время составляет 17% и 41% от портфелей заказов, что показывает существенный потенциальный рост для этих судоходных линий.
По подсчетам Alphaliner, стандартный срок эксплуатации судна составляет 25 лет, и, следовательно, десять крупнейших операторов могли бы использовать 44% своего объединенного портфеля судостроительных заказов только для замены самых старых судов, находящихся в эксплуатации, а не для роста.